Архитектурно-историческая шпаргалка
- Как выглядели первые храмы?
- Как появились церкви на Руси?
- Храм или собор? Часовня или церковь?
- Как устроен храм?
- Из чего будем строить?
- Что есть что на здании церкви?
- Купол в пол неба!
- По ком звонит колокол?
- Как читать символы на фасаде храма?
- Храм внутри
- Как читать росписи храма?
- Как читать иконостас?
- Что такое алтарь?
- В честь кого освящен храм?
Храм внутри
Проход к алтарю — это символическая улица града Небесного. Поэтому пол в церквях выкладывают полированными мраморными плитами, узорчатой плиткой или мозаикой, формирующей геометрические узоры.
Сначала прихожане входят в притвор. Название «притвор» (от «притворять», «приделывать», «пристраивать») дали этой части храма по той причине, что в какой-то момент к двухчастным древним храмам в России стали дополнительно пристраивать третью. Также эту часть называют трапезной, так как в дни больших церковных праздников или поминовения усопших в ней устраивали обеды для нищих.
По христианским правилам, притвор должен быть отделен от средней части храма стеной с тремя вратами. При этом средние врата оформляют спускающимися и сужающимися арками как знак того, что «тесны врата и узок путь верующих в жизнь вечную». Но сейчас это правило редко соблюдают.
Когда притворов не существовало, кающиеся стояли на паперти. Сейчас в притворе могут находиться грешники и некрещеные, а также обычно ставят свечной ящик — прилавок для продажи свечей и заказа треб.
Средняя часть храма, «корабль», символизирует все земное пространство, освященное Богом. Она простирается до алтаря — возвышенного жертвенника (от alta aru), так как традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Также алтарь символизирует и первый храм — Сионскую горницу.
Среднюю часть от алтаря отделяет иконостас. Вдоль него проходит солея — небольшое возвышение в продолжение алтарного. Солею еще называют внешним престолом (в отличие от внутреннего, скрытого в алтарной части). Это возвышение может иметь несколько ступеней, и это символически показывает, что алтарь не оканчивается иконостасом, а выходит к людям. Это символизирует, что для молящихся в средней части храма совершается то же, что в алтаре.
В центре солеи находится небольшой полукруглый выступ. Это амвон (от греческого «восхожу»), с которого священник произносит проповедь. Амвон таким образом символизирует одновременно гору, с которой проповедовал Христос, и камень, с которого Ангел возвестил женам о Воскресении Христа. На престоле внутри алтаря совершают таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне причащают верующих.
По бокам солеи устраивают огороженные места для певцов и чтецов — клиросы (от названия певчих-священников «клирошане», то есть из числа клира). В церкви устраивают два клироса, так как некоторые церковные песнопения поют попеременно два хора. Певцы и чтецы в церкви символизируют Ангелов, воспевающих хвалу Богу. А в некоторых храмах для певцов устраивают хоры — балкон или лоджию.
Рядом с клиросами ставят хоругви — иконы, написанные на материи и прикрепленные к длинным древкам. По сути это знамена, символизирующие победу христианства над язычниками. Хоругви используют во время крестных ходов.
В средней части кафедральных соборов также находится помост для епископа или архиерейский амвон — возвышенная квадратная площадка, на которой архиерей облачается и совершает некоторые части богослужений. Так символически изображают пребывание Сына Божия во плоти среди людей.
В центре храма постоянно стоит аналой (или налой) — высокий четырехгранный столик (подставка) со скошенной доской сверху. Аналой используют во время исповеди, венчания и других служб. Все остальное время на аналое лежит икона святого или праздника, празднуемого в данный день.
Нередко в храме можно увидеть образ Голгофы — большой деревянный крест с распятым Христом. Нижний конец креста крепится на подставке в виде каменной горки с изображением черепа и костей прародителя Адама. По правую сторону от распятия ставят образ Богоматери, по левую сторону — образ Иоанна Богослова или Марии Магдалины. По своим размерам Голгофа может достигать роста человека.
А у северной стены обычно ставят стол с кануном (каноном) — мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Рядом с ним служат панихиды по усопшим.
В некоторых церквях можно увидеть раку — архитектурно оформленную часть здания или ларец, посвященную какому-либо событию, лицу, или содержащую Святые мощи.
Для освещения храма, помимо оконных проемов, используют только паникадило (большой светильник со множеством ламп) и поликандила (светильники меньших размеров), а у большинства икон в храме зажигают лампады — наполненные маслом светильники. Первые лампады христиане использовали для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь гонений, совершали богослужения. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму неверия.
Московские монастыри и церкви