Архитектурно-историческая шпаргалка
- Как выглядели первые храмы?
- Как появились церкви на Руси?
- Храм или собор? Часовня или церковь?
- Как устроен храм?
- Из чего будем строить?
- Что есть что на здании церкви?
- Купол в пол неба!
- По ком звонит колокол?
- Как читать символы на фасаде храма?
- Храм внутри
- Как читать росписи храма?
- Как читать иконостас?
- Что такое алтарь?
- В честь кого освящен храм?
По ком звонит колокол?
Колокола на Руси называли «поющими иконами», поэтому колокольням отводили особую роль в храме.
Колокольня — это башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Колокольню или ставили рядом с храмом, или включали в его композицию. В русской архитектуре известны столпообразные (башни с многогранным основанием) и шатровые колокольни (накрытые шатровым завершением).
До появления колоколен строили звонницы в виде стенки со сквозными проемами для подвешивания колоколов (стенообразные звонницы) или крытой галереей (палатные звонницы).
Вообще колокола на Русь пришли из Европы, где они были известны с VII века. Впервые русский колокол упоминает летопись 1066 года под названием кампан от римской провинции Кампания, где добывали лучшую медь для колоколов. До этого в монастырях для созыва братии на молитву использовали деревянные, железные, медные и каменные била.
Существуют три способа извлечения звука из колоколов:
- Самый древний способ — встряхивать или качать колокол. Такие колокола на Руси называли «очапными» или «очепными» по специальному шесту («очепу», «очапу»), который приделывали к валу с насаженным на нем колоколом. Иногда такие колокола называли еще «валовыми».
- Редко используемый в богослужении способ — бить по колоколу молотом или колотушкой.
- Самый распространенный способ — ударять языком в край колокола. Этот редкий для Западной Европы вид звона получил широкое распространение на Руси. Именно это позволило нам отливать огромные колокола, такие, как Царь-колокол.
На колокольне, как правило, бывает несколько колоколов. Конечно, количество и размеры их зависят от богатства церкви, но пополнение колокольни — не просто увеличение числа колоколов. Существует несколько родов церковных колоколов, различающихся по назначению и размерам.
- Праздничный — самый большой колокол на колокольне. Он звучит во время важнейших церковных праздников и по поводу крупных государственных событий. Праздничные колокола бывают весом около 2000 пудов и более.
- Воскресный колокол меньше праздничного и весит около 1000 и более пудов. В него благовестят в воскресенье.
- Полиелейный колокол весит до 600-700 пудов и служит для благовеста в апостольские и святительские праздники.
- Простодневный или вседневный (будничный) колокол, весом от 100 до 500 пудов, звонит каждый день.
- Малые и зазвонные колокола разной величины.
В итоге диапазон колокольных «голосов» разделяют на три регистра — благовестные колокола (басовые), красные (сравнимые с диапазоном человеческого голоса) и зазвонные (дисканты). Когда колокола звонят, все эти три вида образуют гармоничное созвучие — отсюда и пошли слова «трезвон» и «трезвонить».
Конечно, далеко не на каждой колокольне есть полный набор колоколов, и звонари обходятся тем, что есть. А весь комплект колоколов называют «колокольной фамилией». Во всю фамилию (во все колокола) звонят лишь в особо важных случаях, а обычно — лишь в часть колоколов.
Есть несколько видов колокольного звона:
- Благовест — это мерные удары в один (обычно самый большой) колокол. Благовест сообщает о начале богослужения.
- Двузвон — звон одновременно во все колокола в два приема с паузами между ними.
- Трезвон — звон одновременно в разные колокола в три приема с паузами между ними. Красивый трезвон с разнообразными ритмическими фигурами называют «красным».
- Перезвон — поочередные удары (от одного до семи) в каждый колокол от большого к малого. Перезвон подчеркивает важность предстоящей службы.
- Перебор — звон по одному удару в каждый колокол от малого к большому, оканчивающийся одним ударом во все одновременно. Это погребальный звон.
Вообще по своей форме колокол — это опрокинутая чаша, из которой как бы «изливаются» звуки. Поэтому нередко колокола посвящают конкретным Святым или украшают цитатами из молитв. Считается, что так колокол превращает текст в звуковые волны и освящает ими прилегающую территорию. Кроме того, у наиболее примечательных (например, трофейных) колоколов есть еще и собственные имена.
Московские монастыри и церкви