Архитектурно-историческая шпаргалка
- Как выглядели первые храмы?
- Как появились церкви на Руси?
- Храм или собор? Часовня или церковь?
- Как устроен храм?
- Из чего будем строить?
- Что есть что на здании церкви?
- Купол в пол неба!
- По ком звонит колокол?
- Как читать символы на фасаде храма?
- Храм внутри
- Как читать росписи храма?
- Как читать иконостас?
- Что такое алтарь?
- В честь кого освящен храм?
Как читать росписи храма?
Сама по себе церковь — вместилище образов Троицы, Ангелов и Святых. Поэтому стены культовых зданий обычно украшены иконами (пишут по христианским канонам темперой или маслом на иконных досках) и фресками (пишут по сырой штукатурке, поглощающей пигмент при высыхании). Говорят, что первую икону (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написал Апостол Лука, а сейчас иконы повествуют евангельские события земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов.
Создавали святые образы по строгим канонам, а у иконописцев была специализация: знаменщик, самый опытный мастер, создавал рисунок будущей иконы, платечник писал одежды, травник — растения. А самым ценным было мастерство личника — художника, изображающего лица, руки и другие открытые части тела святых.
При этом размещение церковных образов следует строгой иерархии: присутствует вся история человечества от грехопадения Адама и Евы до недавних событий. И если фасад храма — это обложка книги, то храмовая роспись — ее содержание. Поэтому ее тоже можно прочесть.
В притворе обычно изображают жизнь прародителей Адама и Евы, их изгнание из Рая.
Росписи средней части обычно «читают» с самой верхней точки, где в центре купола (символического неба) изображают Иисуса Христа в виде Вседержителя: в левой руке он держит книгу, а правой — благословляет Вселенную.
На окружающих купол четырех полусферах, подобно четырем сторонам света, изображают четырех Евангелистов:
- в северо-восточной части — Иоанн Богослов с орлом (подобно орлам, взмывающим к солнцу, его свидетельства считали излучающими свет Божественного знания);
- в юго-западной — Евангелист Лука с тельцом (он рассказывает, как в детстве Христос оказался в храме среди учителей, и бык стал ассоциироваться с жертвой Христа);
- в северо-западной полусфере — Евангелист Марк со львом (он писал «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу», и глас этот подобен рыку льва);
- в юго-восточном — Евангелист Матфей с существом в образе человека (его евангелие открывает человеческая генеалогия Христа).
Далее по краям купола расположены образы Серафимов и восьми Архангелов со знаками, выражающими особенности их личности и служения (например, Архангела Михаила изображают с огненным мечом). На стенах барабанов также иногда размещают цитаты из Священных текстов.
На четырех столпах, поддерживающих купол, изображают Апостолов, епископов, подвижников и Мучеников — тех, кто распространял христианскую веру. То есть это символические столпы Церкви.
На северных и южных стенах храма помещаются образы Вселенских Соборов — важных событий церковной истории — Ветхого и Нового Заветов, житий Святых. И так вплоть до истории государства, местности или храма.
В XI–XII веках сложилась обязательная схема главных христианских праздников, событийный ряд которых показан в изображениях на юго-восточной стене по часовой стрелке: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне (Богоявление)», «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие в Ад», «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа на Апостолов (Пятидесятница)», «Успение Пресвятой Богородицы».
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и Ад. На этой стороне, внутри или снаружи храма, как правило, хоронили умерших. Поэтому эту стену обычно расписывают изображениями «Страшного суда», а над ним, если позволяет пространство, помещают образ шестидневного творения мира. Но иногда в западной части храма помещают светские сцены забав и игрищ, которые должны напоминать о неразумности суетной жизни.
Кроме центрального, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещают изображения креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике или Святого Духа в виде голубя.
В самых верхних сводах алтаря изображают Херувимов, а в верхней части алтарной апсиды — образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая Стена». В средней части центрального полукружия алтаря принято изображать «Тайную Вечерю» (сцена, когда в праздник Пасхи Иисус со своими учениками собрались за столом и появилось таинство причащения) или образ «Христа-Вседержителя», восседающего на троне. На северной стене алтаря помещают образы Архангела Михаила, Рождества Христова (над жертвенником), Святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова, пророка Давида с арфой. На южной стене — образы Архангела Гавриила, Распятия Христова, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца.
Стены храма расписывают ярусами, начиная с высоты человеческого роста. По богословскому учению, «люди несут в себе образ божий, хотя и замутненный грехом», и поэтому сами становятся одушевленными иконами.
Пространство между отдельными иконописными композициями заполняют растительным орнаментом, крестами и восьмиугольными Вифлиемскими звездами. Также при освящении церкви ее стены мажут елеем в двенадцати (по числу Апостолов) местах, а затем в этих местах рисуют небольшие кресты.
Московские монастыри и церкви