Что есть что в церкви? Архитектурно-историческая шпаргалка, страница-13

Что есть что в церкви?

»

Архитектурно-историческая шпаргалка

  1. Как выглядели первые храмы?
  2. Как появились церкви на Руси?
  3. Храм или собор? Часовня или церковь?
  4. Как устроен храм?
  5. Из чего будем строить?
  6. Что есть что на здании церкви?
  7. Купол в пол неба!
  8. По ком звонит колокол?
  9. Как читать символы на фасаде храма?
  10. Храм внутри
  11. Как читать росписи храма?
  12. Как читать иконостас?
  13. Что такое алтарь?
  14. В честь кого освящен храм?
Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Что такое алтарь?

Главная часть алтаря — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями (нижней белою из полотна и верхней из парчи). Считается, что это место незримого присутствия Иисуса Христа, поэтому касаться его могут только священники. Часто к престолу ведут три ступеньки, напоминающие о Священной горе.

На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица.

Антиминс (от греческого «анти» — вместо и «миссион» — стол, то есть «вместопрестолье») — освященный архиереем шелковый плат, с изображением на нем положения Иисуса Христа в гроб и с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо Святого. Без антиминса нельзя совершать литургии.

Необходимость дублировать престол антиминсом появилась в годы гонений на христиан, когда священники совершали службы в жилых комнатах домов. Со временем использование антиминса стало традицией. Правда, есть одно «но». Не всегда епископ мог лично освятить какой-либо отдаленный храм, а так как по канонам сделать это мог только он, епископ подписывал и освящал антиминс и посылал его в церковь. После этого храм можно было освящать местным священником. Еще антиминс можно использовать для совершения литургии во время военных походов, и тогда он превращается в полковую церковь.

Напрестольное Евангелие символизирует Иисуса Христа и показывает постоянное присутствие Воскресшего Христа в самой главной и священной части храма. Напрестольное Евангелие с древних времен украшали золотыми или серебряными с позолотой накладками или окладами, которую служили роль ковчега для сохранения святыни.

Напрестольный Крест — третья обязательная принадлежность престола. Им осеняют верующих, им же освящают воду на Крещение и во время водосвятных молебнов.

Связь алтаря с Сионской горой подчеркивают символические «сионы», или «ковчеги», в которых хранят Святые дары — тело и кровь Христову.

В дарохранительнице (ящичке в виде небольшой церковки) хранят Святые дары для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает гроб, в котором покоилось тело Христа, или Церковь, как постоянно питающую православных телом и кровью Господней. А для переноса Святых даров используют дароносицу — небольшой ковчежец обычно в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху.

За иконостасом у северной стены алтаря ставится особый стол — жертвенник. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия — Таинства Бескровной Жертвы. Это и дало ему имя. У жертвенника сразу несколько символических значений, причем они сменяют друг друга в определенный момент службы. Сначала жертвенник символизирует пещеру и ясли, где находился новорожденный Христос. Затем жертвенник обозначает Голгофу. А в конце Литургии он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Иисус Христос после Воскресения.

Во время обряда причащения на жертвеннике находятся:

Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой — воздухом. Символически это обозначает момент Рождества Христа, когда его обвивали пеленами. Изготавливают покрова из парчи, шелка и украшают по краям золотой или серебряной каймой, орнаментальными вышивками. В середине всех покровов изображают крест.

Кстати, дискос и потир берут свое начало от Тайной Вечери. Их производят из благородных металлов — золота или серебра. Реже используют сосуды из стекла, олова, меди, железа. Деревянные потиры используют в самом крайнем случае, так как они впитывают часть «крови» Христовой.

Как устроен алтарь

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называют горним (высоким) местом. Его специально делают немного возвышенным, и на нем ставят сиденье (трон) для архиереев или священников. Никто больше не имеет права сидеть на скамьях Горнего места. Над горнем местом на стене апсиды обычно размещают изображение Христа, сидящего на престоле.

Там же стоит семисвечник — подсвечник с семью лампадами, символ Святого Духа, дающего семь даров премудрости, семи Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семи таинств православной Церкви. Число 7 фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия.

За семисвечником находятся запрестольный крест и запрестольный образ Богоматери.

Справа от престола располагают сосудохранилище, где в небогослужебное время хранят священные сосуды и ризницу, в которой находятся облачения духовенства. Справа от престола для удобства священнослужителей есть стол, на котором полагают ризы, приготовленные для богослужения.

Сосуд со Святым Миром (благовонный состав из множества веществ) также часто находится на главном престоле. По традиции Святое Миро готовят один раз в несколько лет. Его освящает Патриарх. Миро используют для Миропомазания, освящения антиминсов и престолов храмов. В Византии и на Руси Святым Миром также помазывали на царство православных государей.

Также особое место в православном богослужение занимает каждение. Кадило — сосуд, где на тлеющих углях (символ человеческой природы Христа) воскуривается (символ Божественного естества) ладан (ароматическая смола, символизирующая молитвы Богу), чей дым символизирует Святой дух. По форме кадило напоминает куполообразную кровлю храма, но свой современный вид оно получило лишь к XI веку. До этого времени кадило представляло собой сосуд с ручкой.

Также при освящении воды на Крещение используют водосвятную чашу — большую чашу с круглой низкой подставкой и двумя ручками. На ее восточной стороне закреплены три держателя для свечей, которые в момент освящения воды символизируют Святую Троицу. Подставка чаши символизирует земную Церковь, а сама чаша — Церковь Небесную. В целом чаша обозначает Богородицу.

Для крещения младенцев используют купель — сосуд в виде большой чаши, повторяющей формы водосвятной чаши. Поэтому символика купели совпадает с ней. А взрослых крестят в так называемом баптистерии — небольшом бассейне.

При совершении Таинства Брака используют венцы. Венцы всегда были принадлежностью царствующих особ и символически напоминают нам о Царстве Небесном. Поэтому венцы имеют вид императорских корон из металла с иконами Христа (для жениха) и Божией Матери (для невесты).

Московские монастыри и церкви
Страница 13 из 14«91011121314»
Рейтинг


В этом разделе