Что есть что в церкви? Архитектурно-историческая шпаргалка, страница-11

Что есть что в церкви?

»

Архитектурно-историческая шпаргалка

  1. Как выглядели первые храмы?
  2. Как появились церкви на Руси?
  3. Храм или собор? Часовня или церковь?
  4. Как устроен храм?
  5. Из чего будем строить?
  6. Что есть что на здании церкви?
  7. Купол в пол неба!
  8. По ком звонит колокол?
  9. Как читать символы на фасаде храма?
  10. Храм внутри
  11. Как читать росписи храма?
  12. Как читать иконостас?
  13. Что такое алтарь?
  14. В честь кого освящен храм?
Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Как читать росписи храма?

Сама по себе церковь — вместилище образов Троицы, Ангелов и Святых. Поэтому стены культовых зданий обычно украшены иконами (пишут по христианским канонам темперой или маслом на иконных досках) и фресками (пишут по сырой штукатурке, поглощающей пигмент при высыхании). Говорят, что первую икону (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написал Апостол Лука, а сейчас иконы повествуют евангельские события земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов.

Создавали святые образы по строгим канонам, а у иконописцев была специализация: знаменщик, самый опытный мастер, создавал рисунок будущей иконы, платечник писал одежды, травник — растения. А самым ценным было мастерство личника — художника, изображающего лица, руки и другие открытые части тела святых.

При этом размещение церковных образов следует строгой иерархии: присутствует вся история человечества от грехопадения Адама и Евы до недавних событий. И если фасад храма — это обложка книги, то храмовая роспись — ее содержание. Поэтому ее тоже можно прочесть.

В притворе обычно изображают жизнь прародителей Адама и Евы, их изгнание из Рая.

Росписи средней части обычно «читают» с самой верхней точки, где в центре купола (символического неба) изображают Иисуса Христа в виде Вседержителя: в левой руке он держит книгу, а правой — благословляет Вселенную.

На окружающих купол четырех полусферах, подобно четырем сторонам света, изображают четырех Евангелистов:

Далее по краям купола расположены образы Серафимов и восьми Архангелов со знаками, выражающими особенности их личности и служения (например, Архангела Михаила изображают с огненным мечом). На стенах барабанов также иногда размещают цитаты из Священных текстов.

На четырех столпах, поддерживающих купол, изображают Апостолов, епископов, подвижников и Мучеников — тех, кто распространял христианскую веру. То есть это символические столпы Церкви.

На северных и южных стенах храма помещаются образы Вселенских Соборов — важных событий церковной истории — Ветхого и Нового Заветов, житий Святых. И так вплоть до истории государства, местности или храма.

В XI–XII веках сложилась обязательная схема главных христианских праздников, событийный ряд которых показан в изображениях на юго-восточной стене по часовой стрелке: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне (Богоявление)», «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие в Ад», «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа на Апостолов (Пятидесятница)», «Успение Пресвятой Богородицы».

Как читать росписи храма

Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и Ад. На этой стороне, внутри или снаружи храма, как правило, хоронили умерших. Поэтому эту стену обычно расписывают изображениями «Страшного суда», а над ним, если позволяет пространство, помещают образ шестидневного творения мира. Но иногда в западной части храма помещают светские сцены забав и игрищ, которые должны напоминать о неразумности суетной жизни.

Кроме центрального, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещают изображения креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике или Святого Духа в виде голубя.

В самых верхних сводах алтаря изображают Херувимов, а в верхней части алтарной апсиды — образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая Стена». В средней части центрального полукружия алтаря принято изображать «Тайную Вечерю» (сцена, когда в праздник Пасхи Иисус со своими учениками собрались за столом и появилось таинство причащения) или образ «Христа-Вседержителя», восседающего на троне. На северной стене алтаря помещают образы Архангела Михаила, Рождества Христова (над жертвенником), Святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова, пророка Давида с арфой. На южной стене — образы Архангела Гавриила, Распятия Христова, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца.

Стены храма расписывают ярусами, начиная с высоты человеческого роста. По богословскому учению, «люди несут в себе образ божий, хотя и замутненный грехом», и поэтому сами становятся одушевленными иконами.

Пространство между отдельными иконописными композициями заполняют растительным орнаментом, крестами и восьмиугольными Вифлиемскими звездами. Также при освящении церкви ее стены мажут елеем в двенадцати (по числу Апостолов) местах, а затем в этих местах рисуют небольшие кресты.

Московские монастыри и церкви
Страница 11 из 14«7891011121314»
Рейтинг


В этом разделе