Что есть что в церкви? Архитектурно-историческая шпаргалка, страница-12

Что есть что в церкви?

»

Архитектурно-историческая шпаргалка

  1. Как выглядели первые храмы?
  2. Как появились церкви на Руси?
  3. Храм или собор? Часовня или церковь?
  4. Как устроен храм?
  5. Из чего будем строить?
  6. Что есть что на здании церкви?
  7. Купол в пол неба!
  8. По ком звонит колокол?
  9. Как читать символы на фасаде храма?
  10. Храм внутри
  11. Как читать росписи храма?
  12. Как читать иконостас?
  13. Что такое алтарь?
  14. В честь кого освящен храм?
Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Как читать иконостас?

Обычно алтарь отделяют от средней части с помощью завесы. Отсюда и пошло выражение «скрыться за занавес» — умереть. Сейчас роль занавеса выполняет иконостас (от греческого eikonostasis: икона — изображение, образ + стасис — место стояния), который символизирует границу между земным и Небесным миром.

Но иконостасы в церквях появились не сразу. Конечно, Священные места отделяли от суетного мира, но не огораживали. Со временем Святая Святых стали закрывать завесой. Потом появилась низкая перегородка с дверцами посередине, на которую стали ставить иконы. Символически они выполняли роль окон, через которые верующие могли «заглянуть» в духовный мир.

В таком виде иконостас пришел из Византии на Русь. Но со временем иконы на алтарной преграде начали ставить уже в несколько рядов, плотно друг к другу, пока не сложился русский тип иконостаса — высокий иконостас.

При этом иконы также располагают в строго определенном порядке.

Как устроен иконостас

Верхний ряд — праотеческий — представляет ветхозаветную историю от Адама до Моисея. Здесь можно увидеть Адама, Авеля, Ноя, Сима, Авраама и т.д.

Второй ряд — пророческий. Тут помещают иконы ветхозаветных праведников, через которых пришло откровение о воплощении Спасителя и о Богородице. Это вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки Давид, Соломон, Даниил. В центре этого ряда обычно находится икона Божией Матери «Знамение».

Третий ряд — деисус (от греческого «молитва», «моление»). Это важнейшая часть православного иконостаса. Этот ряд есть в любой православной церкви, даже если ее иконостас одноярусный. Он символизирует моление всей Небесной Церкви Христу. Центральная икона — «Спас в силах» — изображает Иисуса как судью всего мира (в царском или архиерейском облачении на небесном престоле). Слева и справа — образы предстоящих пред Господом в молитве Богородицы и Иоанна Крестителя. Также здесь находятся иконы молящихся Апостолов и других Святых, поэтому этот ярус иногда называют Апостольским.

Четвертый ряд — праздничный — появился в иконостасе в XIV веке. Здесь изображают земную жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста») — то есть главные православные праздники.

Нижний (местный) ряд уникален в каждом храме. По обеим сторонам от Царских Врат помещают иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа — храмовую икону, изображающую тот праздник или того святого, которому посвящен храм. По ней всегда можно определить название церкви. Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей.

Часто над Царскими Вратами располагают икону «Тайная Вечеря», которая указывает, что в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Царские Врата символизируют врата Царствия Небесного, и на них часто изображают иконы «Благовещения Пресвятой Богородицы» и четырех Евангелистов.

Есть также Северные и Южные Дьяконские врата. Они служат для прохода священнослужителей в алтарь. Справа — на южной двери изображают либо Архангела Михаила, либо архидиакона Стефана, либо первосвященника Аарона. Слева — на северной двери — изображают либо Архангела Гавриила, либо диакона Филиппа, либо пророка Моисея.

А в центре над верхним рядом иконостаса находится крест (Голгофа) — символ искупления человечества.

Такой тип иконостаса является самым распространенным, но число ярусов может уменьшаться до одного ряда, с обязательным изображением «Тайной Вечери» над Царскими Вратами. Также иногда под иконами нижнего ряда, почти у пола, помещают изображения языческих философов.

Иконы в храме размещают и вне иконостаса — в киотах (застекленных рамах) на стенах и на аналоях. При этом особо почитаемые иконы закрывают окладами — чеканным или литым металлическим украшением часто с драгоценными камнями. Оклад крепится к иконе поверх красочного слоя так, что остаются видны только лики, кисти рук и иногда стопы ног. Оклад иконы является своего рода ковчегом, сохраняющим святыню. Иногда оклад иконы делают из золотого шитья, жемчуга, бисера или резного позолоченного дерева.

Московские монастыри и церкви
Страница 12 из 14«891011121314»
Рейтинг


В этом разделе