Московские идиомы и выражения

Так говорят

»Так говорят
АБВГДЕЁЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Пришла правда не от Петра и Павла, а от Воскресенья в Кадашах

Пришла к нам правда не от Петра и Павла, а от Воскресенья в Кадашах

В 1830-х годах появилось выражение: «Пришла к нам правда не от Петра и Павла, а от Воскресенья в Кадашах». Тогда у церкви Воскресения Христова в Кадашах стоял дом московского головы Андрея Петровича Шестова, члена Комиссии для изыскания доходов Москвы и уменьшения ее расходов. Шестов отличался удивительным качеством — он не воровал и другим не давал. И в результате его работы обнаружили, что московский бюджет вырос многократно.
Тогда восхищенные москвичи и переделали старую поговорку «правда к Петру и Павлу ушла, а кривда по земле пошла».

Фома поспешил, да людей насмешил

Полная версия этой фразы: «Фома поспешил, да людей насмешил — увяз на Патриарших». Появилась она в то время, когда на месте прудов было Козье болото. Места эти имели дурную славу: ходили слухи, что трясина скрывает следы многих преступлений. А потом Патриаршие пруды облагородили, и часть поговорки забылась.

Публика садовая

В конце XIX века в Москве появилось выражение «садовая публика». Так называли любителей проводить досуг в увеселительных садах с дешевым пивом, простыми развлечениями и пошлым флиртом. Во многом этому способствовала слава сада «Аквариум», когда он еще назывался «Чикаго», и среди прочих развлечений предлагал публике нумера для плотских утех.

Черемушки

До 1950-х годов существовала деревня Черемушки. Затем она превратилась в район Москвы. А в конце 1950-х годов в Черемушках развернулось массовое жилищное строительство. Именно здесь появились первые «хрущевки». В итоге после 1956 года слово «черемушки» среди жителей Москвы стало нарицательным — так называли типовые жилые кварталы 1960-х годов.

Обыденный

Сейчас слово «обыденный» используют, когда говорят о чем-то повседневном и заурядном.
А до XX века было принято строить обетные храмы после избавления от какого-нибудь бедствия или болезни. Такие церкви возводили «об един день» — за один день. Отсюда и произошло название «Обыденный».
Пример такого храма в Москве — Церковь Ильи Пророка Обыденная.

Ходить на задних лапах

В басне Крылова «Две собаки», собака, угождающая хозяину, получает от него гораздо большую любовь и блага, чем верный сторожевой пес. Сейчас так говорят о людях, которые выслуживаются перед кем-либо.

Шиворот–навыворот

Шиворотом в Московской Руси назывался расшитый воротник боярской одежды. Это был один из знаков достоинства вельможи. И во времена Ивана IV прогневавшего царя боярина обычно одевали в одежду изнаночной стороной и сажали на тощую клячу спиной вперед. Сейчас в Москве говорят «шиворот-навыворот», когда что-то сделано совсем не так, как нужно.

Хам трамвайный

Так как трамвай был одним из первых и наиболее загруженных видов общественного транспорта, именно так стали называть людей, грубо и нагло ведущих себя в общественном транспорте.

Филькина грамота

Это выражение легенда связывает с именем Филиппа Колычева — митрополита Московского и всея Руси. Он был митрополитом при Иване IV Грозном всего 3 года. Филипп в беседах с царем ходатайствовал за опальных и выступал против опричнины, и тогда царь стал избегать встреч с ним. Филипп же посылал Ивану IV письма-грамоты, в которых просил его опомниться. Царь в гневе говорил о них, что это пустые, ничего не значащие бумажки, называл «Филькиными грамотами» и уничтожал.

Ума палата

Сначала палатой называли большое помещение в каменном здании, но вскоре в палатах стали размещаться различные учреждения. В палатах проходили и всевозможные совещания, например, бояре в них «думали государеву думу». Отсюда и пошла фраза «ума палата» — иносказательно «слишком много ума».
Страница 1 из 812345»