История строительства метро

История строительства метро

»

История строительства метро

  1. Как начиналось метро: от Центрального вокзала до шпионов-троцкистов
  2. Как появился первый проект: без кольца и монорельса
  3. Как прокладывали экспериментальный участок: первый «блин» комом
  4. Как строили московское метро: секретные технологии
  5. Как началось движение: пассажир номер 1
  6. Как проектировали станции: устройство островков в метро
  7. Как строили подземные дворцы: архитектурное оформление станций
  8. Станции с особой историей

Как начиналось метро: от Центрального вокзала до шпионов-троцкистов

Идея строительства в Москве метро появилась еще в XIX веке. Уже тогда дала о себе знать транспортная проблема, и появились проекты подземки. Инженеры предлагали и другие варианты, например, пустить электропоезда по эстакадам. Но тогда решили ограничиться строительством Московской Окружной железной дороги, на основе которой недавно запустили МЦК.

Инфографика: история метро

Тогда много шума наделал проект метрополитена Балинского — Кнорре. Инженеры предлагали построить две связанных между собой кольцевых линии — под Бульварным кольцом и под Садовым. Дополняли план нескольких радиальных «веток». В центре города авторы предлагали проложить тоннели, а на окраинах — эстакады. Финальным аккордом должен был стать Центральный вокзал. Поставить его Балинский и Кнорре хотели прямо на Красной площади рядом с собором Василия Блаженного. Стоило это удовольствие как все 74 станции будущей подземки вместе взятые. Но мало того: для строительства вокзала_гиганта нужно было бы снести несколько исторических зданий (храмы Святого Николая Мясницкого, Святителей Флора и Лавра, Иоанна Предтечи на Малой Лубянке, Введения Божией Матери на Лубянке, Святого Георгия на Красной Горке, Святителя Николая в Гнездниках, Воскресения в Брюсовом переулке, Успения в Газетном переулке, Святого Николая Москворецкого, Казанский собор). Чтобы проект приняли, авторы заказали художнику Каразину картины будущей Москвы с уже «построенным» метрополитеном.

Официальной причиной отказа от проекта стала дороговизна строительства. Но нетрудно догадаться, что против идеи Балинского — Кнорре выступили Архнадзор и духовенство.

Красная площадь и местность, прилегающая к Покровскому собору… обезображивается видом громадного центрального вокзала и примыкающих к нему путей… Красные ворота заслонены эстакадой, Сухарева башня не только заслонена проходящей перед ней эстакадой, но к ней примыкает эстакадная станция. На месте, предназначенном для памятника Гоголя, проектирован вокзал. Эстакада совершенно обезображивает вид на памятник Пушкина. Близ храма Христа Спасителя, сход от храма к реке перерезывается эстакадою, которая проходит близ памятника императора Александра III, заслоняя вид на памятник из Кремля… Вид на самый Кремль… обезображивается охватывающей его дорогой со стороны Кремлевских садов.

Но транспортный вопрос давал о себе знать вновь и вновь. В августе 1923 года президиум Моссовета под руководством Л.Б. Каменева решил обратиться за помощью в строительстве метро к иностранным компаниям. В 1924 году инженеры и делегаты Моссовета отправилась в Европу на поиски партнеров.

Инфографика: время постройки метро в разных странах

Договориться с иностранцами не удалось, а заграничная командировка стала поводом для ареста шестерых инженеров, включая С.Н. Розанова, К.С. Мышенкова и А.В. Гербко. Специалистов обвинили во вредительстве и шпионаже и отправили в концлагерь. Но уже в январе 1932 года, когда стало понятно, что метростроевцам не хватает опытных кадров, Мышенкова и Розанова освободили. Они одни из немногих имели опыт тоннельного строительства метрополитена, а такими сотрудниками не разбрасываются.

А вот Каменеву не удалось увидеть пуск первой линии столичного метро: за несколько месяцев до открытия его арестовали как соратника Троцкого, а в августе 1936 года — расстреляли.

Страница 1 из 812345»
Рейтинг


В этом разделе