История строительства метро, страница-8

История строительства метро

»

История строительства метро

  1. Как начиналось метро: от Центрального вокзала до шпионов-троцкистов
  2. Как появился первый проект: без кольца и монорельса
  3. Как прокладывали экспериментальный участок: первый «блин» комом
  4. Как строили московское метро: секретные технологии
  5. Как началось движение: пассажир номер 1
  6. Как проектировали станции: устройство островков в метро
  7. Как строили подземные дворцы: архитектурное оформление станций
  8. Станции с особой историей

Станции с особой историей

Комсомольская: самая роскошная

Станция метро «Комсомольская» кольцевой линии считается самой роскошной. Она должна была служить воротами в столицу для приезжих, поэтому на нее не жалели ни денег, ни сил. Даже диаметр ее тоннеля на 2 метра больше стандартного — 11,5 метров. Из-за этого у станции самые высокие потолки в метрополитене Москвы, украшенные мозаичными панно из ценных камней и смальты. Героями шести из них стали русские полководцы и богатыри — Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, советские солдаты и офицеры у стен рейхстага. Еще два панно («Триумф Победы» и «Выступление В.И. Ленина на Красной площади») в 1963 году заменили панно «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени», где фигурировал Сталин.

В 1958 году проект станции «Комсомольская» получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе. А по легенде, такую сложную структуру станция получила из-за того, что проходчики прокладывали туннель навстречу друг другу, но разминулись.

На «Комсомольской радиальной» можно увидеть, как проходила проходка шахт и строительство метро — на панно Евгения Лансере.

Кропоткинская: подземный дворец

Эту станцию планировали как подземный вестибюль будущего Дворца Советов со статуей Ленина на вершине. Но к маю 1935 года «Кропоткинскую» завершили, а у Дворца дальше фундамента дело не пошло. В итоге металлический каркас здания во время войны разобрали на противотанковые ежи.

При работе над метро «Кропоткинская» Душкин увлекся египетской архитектурой, поэтому станция напоминает храм Амона в Карнаке. Увидев проект, Каганович возмутился тем, что архитектор копирует египетский дворец. На это Душкин парировал: «У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа». Проект приняли.

Светильники на «Кропоткинской» спрятаны в верхних частях колонн в виде распускающихся лотосов. Это дает приятный мягкий свет. Пол изначально был покрыт асфальтом, но в 1950-х его выложили серым и розовым гранитом. Также сначала на станции стояли кадки с пальмами. Проект «Кропоткинской» с 1935 по 1941 года получил гран-при на международных выставках в Брюсселе и Париже, а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство.

Парк Культуры: антология отдыха

Эту станцию открывали для того, чтобы москвичам было удобно добираться до центрального Парка культуры и отдыха имени Горького. Поэтому в декоре отразили тему отдыха советских граждан: пилоны центрального зала украшают 26 барельефов из белого мрамора работы С.М. Рабиновича, изображающие отдых советской молодежи, доступный в Парке культуры (футбол, катание на коньках, художественная самодеятельность, теннис, танцы, авиамоделирование).

Кстати, сначала станция называлась «Парк культуры имени Горького», но в преддверии Московской Олимпиады 1980 года название сократили, решив, что для иностранных гостей оно будет слишком сложным.

Октябрьская: станция-храм

Центральный зал станции «Октябрьская» напоминает триумфальную арку, украшенную барельефами советских воинов. При этом вся станция напоминает храм: ряды факелов ведут к алтарной нише в торце зала. Ниша заполнена голубым небом, а перед алтарной апсидой установлена кованая ампирная решетка. Это стало поводом для шуток москвичей о «светлом будущем за решеткой». Но зато на этой станции удобно назначать встречи — «под небом».

А в 1995 году журналист Валерий Хилтунен предложил по аналогии с «Октябрьской» переименовать все 12 станций кольцевой линии по названиям месяцев. Но это восприняли как шутку.

Таганская: память о военном подвиге

В оформлении зала «Таганской» кольцевой линии господствует майолика. В сводах расположены панно с медальонными профилями воинов Советской армии — партизан, железнодорожников, кавалеристов, моряков, летчиков, танкистов и пехотинцев. Под ними в окружении победных знамен в виде майоликовых рельефов запечатлены подвиги этих родов войск.

К наземному вестибюлю пассажиров везет эскалатор, разбитый на два отрезка круглым вестибюлем. Его купол украшает фреска «Салют Победы».

Проспект мира: ботанический сад

Оформление станции «Проспект мира» кольцевой линии может вызвать недоумение: девушка со снопом, сборка урожая… Но декор отражает близость метро к «Аптекарскому огороду» — ботаническому саду Московского Университета. Поэтому недоумение скорее должно вызывать название станции. А ее оформление четко отражает слова селекционера Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!»

Новослободская: босая мадонна

Для этой станции в Латвии из стекол для кафедрального собора Риги изготовили 32 витража по рисункам Корина. Причем первый кусок смальты укладывал сам Корин, второй — архитектор станции Алексей Душкин, и оба положили в грунтовку по монетке «на счастье».

На панно «Мир во всем мире» торцевой стены художник изобразил жену Душкина. На вопрос, почему она босая, отвечал: «Так писали мадонн». Но босой она была недолго, так как Хрущев возмутился: «Что у нас в стране людям обуви не хватает?». Пришлось нарисовать сандалии. А над ее головой когда-то был медальон с портретом Сталина, но после развенчания культа личности это место заняли голуби.

Белорусская: быт братских народов

Станция «Белорусская» рассказывает о культуре и народном хозяйстве одноименной советской республики. В центре потолка станционного зала расположены 12 панно в технике флорентийской мозаики. Все они рисуют яркую и радостную жизнь белорусского народа. Даже пол станции исполнен в виде национального белорусского орнамента.

Киевская: подарок от Хрущева

«Киевская» стала последней станцией, замкнувшей Кольцевую линию в 1954 году, и первой для первого секретаря КПСС Никиты Хрущева. Он ассоциировал ее со своей любимой родиной, поэтому позволил украсить станцию с помпой (при этом одноименная станция Арбатско-Покровской линии с лубочными мозаиками ему не нравилась).

Главным мотивом декора «Киевской» кольцевой линии стало 300-летие объединения Украины с Россией: 18 мозаичных панно занимают всю центральную часть пилонов и рассказывают о дружбе народов.

После завершения станции Никита Сергеевич объявил борьбу с архитектурными излишествами и тем самым оставил «Киевскую» вне конкуренции — она надолго стала самой пышной в московском метрополитене.

Динамо: о, спорт, ты мир!

Декор станции «Динамо» посвящен массовому увлечению спортом, которое охватило СССР в 1930—1950-х годах. Скульптурные фризы и фарфоровые медальоны по эскизам Елены Янсон-Манизер изображают спортивные достижения и трудовые подвиги советских граждан. Позировали скульптору студенты института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и члены общества «Динамо». Зато теперь на барельефах можно найти знаменитых спортсменов — например, «бег на коньках» изображает чемпионка мира 1948 года Мария Исакова, а футбол — легендарный нападающий Григорий Федотов.

Маяковская: сутки Страны Советов

Станцию «Маяковская» открыли 11 сентября 1938 года. Ее купольные мраморные своды опоясаны широкими металлическими полосами. Как ни странно, этим авангардным решением станция обязана строительному конфузу.

Архитектор Сергей Кравец предложил заменить пилоны на стройные металлические опоры. Но когда главный зал был уже почти готов, оказалось, что проектировщики переоценили твердость грунтов, и свод покрыла паутина трещин. На помощь пришел Алексей Душкин. Он предложил понизить уровень центрального свода, а для опор использовать стальные профили, которые отливали для дирижаблей на заводе в поселке Дирижаблестрой (современный Долгопрудный).

Станцию украсили мозаичные панно по рисункам Александра Дейнеки «Сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро. Утренние сюжеты должны были «приветствовать» пассажиров, но все панно (кроме одного) открыли лишь со строительством второго выхода в город. До этого два панно были скрыты в подсобных помещениях.

После открытия станция получила Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке. Правда, Душкина упрекали в том, что станция хоть и носит имя «Маяковская» никак с поэтом не связана. Тогда в метро появился бюст поэту, а новый вестибюль украсили мозаичные панно с видами неба и цитатами из стихотворений Маяковского.

Театральная: станция с кулисами

хотя станция «Театральная» сначала называлась «Площадь Свердлова», архитектор Иван Фомин и продолживший его работу Леонид Поляков посвятили ее театру.

Полуколонны из светлого мрамора, высеченные в пилонах, напоминают кулисы, а пространство между ними — занавес. В нижних кессонах главного свода должны были разместиться барельефы физкультурников, но архитектору удалось отстоять идею народного танца и игры на музыкальных инструментах.

Барельефы с танцующими представителями народов СССР отлили на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Натальи Данько. Для этого разрабатывали особый способ формовки, так как никогда еще фарфоровые фигуры такого размера не создавали. Из 11 республик, входивших в СССР в 1938 году, в барельефах представлены только 7.

Инфографика: Театральная
Новокузнецкая: мозаики из блокадного Ленинграда

Эту станцию открыли в войну. Наземный вестибюль поставили на месте храма Параскевы Пятницы. А смальтовые мозаики, которыми украсили станцию «Новокузнецкую», на самом деле готовили для «Павелецкой». Эскизы для панно выполнил Александр Дейнека, а набирали мозаики в блокадном Ленинграде в мастерской Владимира Фролова. Это была последняя работа мастера: он умер от истощения 3 февраля 1942 года.

Мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. В Москве Дейнека уже готовился установить мозаики, но их приказали убрать, так как они могли привлечь внимание немецких авианалетчиков своим золотым отражением. Панно законсервировали в ямах. Металлоконструкции для станции «Павелецкой» попали на оккупированную территорию, поэтому проект станции пришлось менять. Так мозаики оказались не при делах.

Архитектор «Новокузнецкой» Иван Таранов узнал об этом и решил установить панно на своей станции. Из-за небольшой длины центрального зала на своде удалось разместить 6 мозаик. Еще одну разместили в наземном вестибюле станции. Судьба остальных семи мозаик неизвестна.

А скамейки этой станции взяли со смотровой площадки разобранного ранее храма Христа Спасителя.

Площадь Революции: что потереть на удачу

Станция «Площадь Революции» открылась 13 марта 1938 года. Архитектору Душкину и скульптору Манизеру предстояло создать галерею образов «нового мира». По сути станция стала постаментом для бронзовых скульптур. Изваяния размером больше человеческого роста с ювелирной точностью поместили в углы пилонов. Позы получились несколько скованными. Начали говорить, что скульптуры представляют советский народ, который «или сидит, или стоит на коленях». Но приехавший на открытие Сталин воскликнул: «Как живые!», и спор был исчерпан.

Эта подземная скульптурная галерея быстро обросла традициями: студенты перед экзаменом натирают нос собаке пограничника, а страдающие от несчастной любви надеются излечиться, натирая ножку студентки. Ну а карандаш изобретателя и пистолет матроса с завидной регулярностью воруют.

Всего на станции 20 разных скульптур, но каждая из них повторяется 4 раза:

Известны имена моделей некоторых скульптур. Например, для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. А прототип балтийца Манизер нашел в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. Это был Алексей Никитенко, будущий Герой Советского Союза.

Бауманская: консерваторская акустика
Станция метро «Бауманская». Перспектива наземного павильона. 1938-1944 гг.

Декор этой станции предельно лаконичен — 8 тонированных под бронзу гипсовых скульптур по проекту В. Андреева. Сам скульптор успел изготовить лишь половину — «Метростроевку», «Красноармейца со знаменем», «Красноармейца в маскировочном халате» и «Летчика». Остальные («Командира», «Партизанку», «Рабочего» и «Конструктора») выполнила его вдова. Но уникальна станция не декором, а своей акустикой — ее центральный зал может сравниться с Московской Консерваторией.

Электрозаводская: в духе времени

Эта станцию планировали посвятить расположенному рядом Электрозаводу. Отголосок первоначального проекта — 6 медальонов с портретами основоположников электротехники в наземном вестибюле (М. Ломоносова, П. Яблочкова, А. Попова, М. Фарадея, В. Франклина, В. Джильберта). Но с началом войны работы по станции пришлось остановить. Возобновились они лишь в 1943 году, и не удивительно, что тема оформления сменилась. Так «Электрозаводская» превратилась в станцию, посвященную труженникам тыла.

Достоевская: трагедия в метро

Станцию «Достоевская» называют самой трагически оформленной. На ее колоннах изображены кровавые сцены из романов Ф.М. Достоевского: убийство старухи и самоубийство Свидригайлова из «Преступления и наказания», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов».

Трубная: пропавшие кресты

Центральный зал станции «Трубная» оформлен лаконично: светлую мраморную облицовку стен и колонн оттеняют темно-зеленые вставки и панно и витражи работы Зураба Церетели. Они породили городскую байку. На всех витражах изображены церкви и соборы городов СНГ, но ни на одном из куполов изначально не было креста. Через некоторое время после открытия станции неизвестный приделал к витражам небольшие нательные распятия и крестики.

Сретенский бульвар: кольцо из стали

Оформление станции посвящено всему Бульварному кольцу. В нишах пилонов центрального зала находятся 24 панно работы И. Лубенникова. Каждое из них изображает виды Бульварного кольца в стальных силуэтах — людей, облаков, памятников. Например, Гоголевский бульвар можно рассмотреть в силуэте памятника Гоголю, а Чистопрудный — в силуэте памятника Грибоедову. Такая техника перенесения травленых изображений на стальные поверхности применялась впервые в мире.

Римская: подземный фонтан

Хотя в Риме нет станции «Московская», в Москве при участии итальянских художников Дж.П. Имбриги и А. Куатроччи появилась станция «Римская». В декоре они повторили главные символы Рима в миниатюре. Например, один из медальонов изображает Мадонну с младенцем, на другом Ромул и Рем «приглядывают» за Триумфальной аркой. А главная композиция «Фонтан» в холле в северном торце станции представляет собой разрушенную колонну, которую делят совсем маленькие основатели Рима. Позади них — единственный в мире фонтан в метро.

Станция метро «Римская». Фонтан
Страница 8 из 8«45678
Рейтинг


В этом разделе