История строительства метро, страница-7

История строительства метро

»

История строительства метро

  1. Как начиналось метро: от Центрального вокзала до шпионов-троцкистов
  2. Как появился первый проект: без кольца и монорельса
  3. Как прокладывали экспериментальный участок: первый «блин» комом
  4. Как строили московское метро: секретные технологии
  5. Как началось движение: пассажир номер 1
  6. Как проектировали станции: устройство островков в метро
  7. Как строили подземные дворцы: архитектурное оформление станций
  8. Станции с особой историей

Как строили подземные дворцы: архитектурное оформление станций

При проектировании станций метро до сих пор придерживаются принципа, что пассажир по внешнему виду должен узнать нужную ему станцию.

Но станции первой очереди можно назвать подземным павильоном ВДНХ. Первые станции должны были не только обеспечить перевозку пассажиров, но и стать одновременно выставочным залом и средством пропаганды. Известно, что с 1953 по 1958 год, пока не работал разрушенный участок Филевской линии, на станции «Смоленская» проводили выставки: на путях делали настил из досок и ставили стеллажи с экспонатами.

Станции метро называли «дворцом для народа». А для достижения этой цели в марте 1934 года объявили конкурс на архитектурное оформление метро. При этом заказы распределили между мастерскими так, чтобы каждая станция получила несколько проектов.

Первого марта 1934 года нам позвонили по телефону и сказали:
— Дорогие друзья, надо делать станции метро.
— Срок?
— 25 дней.
— Какую именно станцию?
— Вам, товарищ Колли, «Кировскую». Вам, товарищ, такую-то.
— Какого же рода станции надо делать?
— Красивые станции.
И все! Никаких установок кроме этой мы не получили, никаких разъяснительных собраний не было.

С оформлением первых станций метро также были сложности. Например, требовалось много мрамора, столько, сколько вся страна не в силах была произвести. Мрамор собирали разных видов, нарезали на плиты, и могло оказаться, что нужного для облицовки вида нет. И тогда архитекторы приходилось менять проект и цветовую гамму оформления станции, исходя из того, что было.

Но все же после открытия метро у москвичей появился новый вид досуга — прогулки в метро. Горожане садились в поезд и ехали, рассматривая станцию за станцией. Со временем подход к архитектурному оформлению станций менялся.

Схема глубин заложения
1930-е

Первые станции проектировали как подземные дворцы, где скульптура, мозаика и живопись описывали будни-подвиги советского народа. Использовали обобщенный образ, так как герои в любой момент могли оказаться «врагами народа».

1940-е

В военное и послевоенное время пышное оформление станций пронизано темой победы. Главным сюжетом стало прославление Красной армии, народа-победителя и их вождя.

1950-е

В это время произошел перелом. Если в начале 1950-х торжественное оформление метро восславляло победу и рассказывало об истории России, то 4 ноября 1955 года вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Борьба с помпезностью сталинского ампира затронула не только проектируемые станции, но и уже строящиеся.

А на Филевской линии метро вообще вышло на поверхность. Говорят, что на этом настаивал лично Никита Хрущев, так как во время визита в США он увидел в Нью-Йорке проходящие по эстакадам линии метро. Но на самом деле вояж Хрущева в Америку состоялся в сентябре 1959 году, а Филевская ветка вышла на поверхность в 1958. Причина была прозаична: экономия при строительстве метро. Однако она обернулась большими затратами на эксплуатацию.

1960-е

В конце 1950-х Никита Хрущев взял курс на типовое проектирование станций, высокие темпы строительства, простоту и дешевизну. Архитекторам пришлось подстраиваться: на «Рижской», например, отказались от мозаичного панно с видами столицы Латвии и барельефов над проходами между пилонами, на «ВДНХ» стену одного из пилонов, которую уже успели украсить флорентийской мозаикой, пришлось заштукатурить и закрасить.

Вместо прежних подземных дворцов стали строить типовые кафельные «сороконожки» со стеклянными «аквариумами» вестибюлей наверху.

1970-е

В 1970-х некоторые архитекторы начали отходить от однообразных проектов и придавать станциям индивидуальные черты с помощью необычных форм колонн, пилонов, светильников.

1980—90-е

До конца XX века в метро продолжали строить типовые станции. Для этого разработали альбомы ТС-109 и ТС-76, в которые входили платформы, вестибюли, пешеходные переходы. В итоге станции походили одна на другую, но различались отделочными материалами и цветами. Для наглядности можно вспомнить череду станций серой ветки.

Наши дни

Сейчас новые станции также строят по типовым проектам для экономии. При этом архитекторы экспериментируют с материалами, формами колонн и системами освещения. Принимаются и индивидуальные проекты.

Страница 7 из 8«345678»
Рейтинг


В этом разделе