История строительства метро
- Как начиналось метро: от Центрального вокзала до шпионов-троцкистов
- Как появился первый проект: без кольца и монорельса
- Как прокладывали экспериментальный участок: первый «блин» комом
- Как строили московское метро: секретные технологии
- Как началось движение: пассажир номер 1
- Как проектировали станции: устройство островков в метро
- Как строили подземные дворцы: архитектурное оформление станций
- Станции с особой историей
Как проектировали станции: устройство островков в метро
Сначала советским инженерам нужно было сделать выбор между островными и боковыми платформами. Островные платформы (популярны в Берлине и Лондоне) располагаются посредине между путями: они удобнее для пассажиров. А станции с боковыми платформами (характерны для парижского метро) более просты и экономичны. Этот вопрос оставался открытым почти до завершения строительства, поэтому инженерам пришлось разрабатывать параллельные варианты для каждой станции и трассы.
Когда наконец выбор сделали в пользу островных платформ, на первый план вышла задача найти баланс между прочностью сводов и архитектурной привлекательностью. На станциях глубокого заложения свод должен был выдержать огромное давление грунта, поэтому наиболее вероятным «кандидатом» была двухсводчатая конструкция с промежуточной стенкой на платформе. Но с архитектурной точки зрения это решение не выдерживало критики.
Тогда для тоннелей глубокого заложения решили строить трехсводчатые станции. Но и здесь потребовалось попотеть, чтобы спроектировать прочные и при этом негромоздкие пилоны-опоры, разделявшие платформу на три «тоннеля»: давление земли на каждую опору достигает 3 300 тонн, то есть примерно 200 груженых железнодорожных вагонов.
Технологии того времени не позволяли справиться одновременно с высоким давлением и плывунами. Поэтому «Чистые пруды» и Лубянка» изначально были двусводчатыми, а центральный зал у них появился при реконструкции в 1960—1970-х годах.
Проектировщики метро всерьез рассматривали спуск пассажиров на станции на лифтах, но решили все-таки использовать эскалаторы. Здесь тоже использовали уникальные технологии. Так как в московском метро приходилось прокладывать наклонные тоннели на большую глубину, опять встал вопрос борьбы с зыбкими грунтами.
Рассматривали идею установки опор под эскалаторными сводами, но это решение было слишком дорогостоящим и долгим. Поэтому для устройства наклонных тоннелей замораживали грунт.
Эта технология появилась практически одновременно в трех странах — Японии, Италии и Англии. Но только в Москве ее стали применять повсеместно. Для заморозки сначала использовали морозильные камеры, затем жидкий азот. На такой глубине заморозку применили впервые в мире.
Сейчас на смену этим технологиям пришла «заморозка» с помощью высоконапорной струи цементного раствора.