История строительства метро
- Как начиналось метро: от Центрального вокзала до шпионов-троцкистов
- Как появился первый проект: без кольца и монорельса
- Как прокладывали экспериментальный участок: первый «блин» комом
- Как строили московское метро: секретные технологии
- Как началось движение: пассажир номер 1
- Как проектировали станции: устройство островков в метро
- Как строили подземные дворцы: архитектурное оформление станций
- Станции с особой историей
Как прокладывали экспериментальный участок: первый «блин» комом
В августе 1931 года появился Метрострой. Начальником стал возглавлявший ранее Днепрострой П.П. Ротерт. Его опыт метростроительства ограничивался поездкой за границу, где он увидел, как прокладывали подземку в Нью-Йорке, Филадельфии, Париже и Берлине. Зато практический опыт был у его заместителя — К.С. Финкеля: в 1911-1914 годах он работал на строительстве берлинского метро.
Но этого было мало. Поэтому коллектив инженеров усилили иностранными специалистами. Всего в Метрострое работало 16 иностранцев во главе со специалистом по тоннельным работам Джорджем Морганом.
Курировал стройку непосредственно Лазарь Каганович, его правой рукой был Никита Хрущев. Не удивительно, что Метрострой получил приоритет в обеспечении материалами и оборудованием.
В декабре 1931 года начали строить первый экспериментальный участок во дворе дома №13 на улице Русаковской. Тоннель решили прокладывать на небольшой глубине. Рабочим выдали лопаты, полушубки и валенки. На этом инструктаж закончился. Тоннель продвигался медленно, качество работ оставляло желать лучшего. А 12 февраля 1932 года строители натолкнулись на грунтовые воды: шахту затопило, в результате осел грунт, и треснула стена рядом стоящего здания. В попытке устранить аварию, рабочие повредили водопровод и оставили без воды весь район. Шахту забросили: она так и не стала частью столичного метро. Но этот опытный участок показал, что опробованные в Европе способы прокладки тоннелей для Москвы не годятся.