Что есть что в церкви? Архитектурно-историческая шпаргалка, страница-2

Что есть что в церкви?

»

Архитектурно-историческая шпаргалка

  1. Как выглядели первые храмы?
  2. Как появились церкви на Руси?
  3. Храм или собор? Часовня или церковь?
  4. Как устроен храм?
  5. Из чего будем строить?
  6. Что есть что на здании церкви?
  7. Купол в пол неба!
  8. По ком звонит колокол?
  9. Как читать символы на фасаде храма?
  10. Храм внутри
  11. Как читать росписи храма?
  12. Как читать иконостас?
  13. Что такое алтарь?
  14. В честь кого освящен храм?
Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Как появились церкви на Руси?

Основные принципы храмовой архитектуры на Русь пришли из Византии вместе с распространением христианства. Так как каменное строительство не было распространено (русские не любили жить в каменных домах), образцом для русских церквей стал четырехстолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма. Но со временем у нас выработался свой стиль.

Например, в каменном зодчестве нашли отражение принципы деревянной архитектуры. Это особенно видно по церквям шатрового типа, где сужающиеся кверху грани как бы опираются друг на друга (в середине XVII века патриарх Никон запретил их строить).

Сформировалась и собственная система купольных перекрытий: стесанные под небольшим углом камни выкладывали по дугам или сужающимися кольцами. Это позволяло перерыть большие площади, но требовало строить очень толстые стены или внутренние подпорные столбы для поддержания свода. Лишь небольшие храмы могли быть бесстолпными.

Из деревянного зодчества пришла традиция строить граненые ярусы (четверик, шестерик, восьмерик). Тогда в распоряжении строителей были только прямые бревна и сложить из них, например, цилиндр, было невозможно. Поскольку каменные храмы часто ставили на месте деревянных эти геометрические формы сохраняли, и со временем они стали «фирменным» стилем русских церквей.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Самые ранние сохранившиеся церкви относятся к XIV веку. В основном они продолжали традиции владимиро-суздальского зодчества. Например, окна тогда делали очень узкими и высокими, «бойничными», ведь храмы были еще и убежищами. Церковные главы первоначально были «шлемовидными», а с XVII века появились «луковичные» купола, символизирующие пламя свечи.

Изящные, легкие, обычно белокаменные и одноглавые храмы конца XIV—XV веков в XVI столетии сменились массивными, часто пятиглавыми, построенными из крупного «большемерного» кирпича храмами. Но окна по-прежнему узкие, а оформление скупое.

Успенский собор Московского Кремля

В XVII веке появилась тенденция украшать храмы. Все чаще красно-коричневая кирпичная кладка соединялась с богатым узорочьем из белого резного камня — наличниками окон, фигурными колонками, поясками, гребнями. Тогда же звонницы (столбы с перекладинами или арками для колоколов) уступили место отдельно стоящим колокольням.

Со временем декор церквей стал более насыщенным и богатым — началась эпоха «московского» или «нарышкинского барокко». Апофеозом ее стали ярусные башнеобразные храмы «под звоном» или «под колоколы», когда колокола располагались в верхнем или предпоследнем ярусе храма.

В 1699 году пожар уничтожил большую часть Москвы, и Петр I запретил строить деревянные дома на месте пожарищ. Это дало толчок развитию каменного церковного зодчества. С середины XVIII века Россию захлестнул классицизм — строгий, рациональный, регламентированный стиль, основанный на античных образцах.

Тогда же, в противовес холодному и торжественному классицизму, получил популярность романтический причудливый стиль, апеллирующий к европейскому рыцарскому Средневековью, — «псевдоготика».

Поздний период классицизма обычно называют «ампир». С его уходом начались поиски национального стиля, и на смену ампиру в архитектуре пришли эклектика, «русский модерн», «неоклассика», «русское узорочье» и многое-многое другое. Поэтому сейчас нельзя выделить преобладающее архитектурное направление.

Московские монастыри и церкви
Страница 2 из 14«123456»
Рейтинг


В этом разделе