Эти палаты XV века принадлежали деду царя Михаила Федоровича Романова — Никите Романову-Юрьеву. Здесь в 1596 году родился будущий основатель династии Романовых, поэтому это место особо почитают люди с монархическими убеждениями.
В 1599 году Федора Никитича посадили в тюрьму, а затем насильно постригли в монахи под именем Филарета. Палаты на Варварке стали бесхозными.
Когда-то палаты б Яр Романовых были достаточно большой усадьбой, но сгорели. Возрождение двора началось только после избрания Михаила Федоровича на царство. А так как сам он разместился в царских палатах в Кремле, дом его стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы».
Он хотел воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. Поэтому палаты выкупили у монастыря (монастырские власти хотели вернуть их безвозмездно, но высочайшим повелением им пожаловали 20 тысяч рублей), расчистили от всевозможных пристроек и отреставрировали по проекту придворного архитектора Ф.Ф. Рихтера. Правда, здание приобрело некоторые, нехарактерные для русской архитектуры, готические черты.
Восстановили верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей и геральдическим знаком Романовых — грифоном вместо флюгера (обычно каменные палаты строили не выше двух этажей, а третий этаж строили из дерева). Также достроили крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка частично сохранилась. И хотя здание строили как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.
После революции музей сначала закрыли как мемориал Романовых, но уже в 1923 году здесь открылся «Музей боярского быта». Вообще память о первом Романове неоднократно спасала здание. И хотя дом дошел до нас сильно перестроенным, сохранился глубокий белокаменный подвал XVI века. Кроме того, на территории музея обнаружили уникальное деревянное сооружение — три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки и некрополь XVI века. А самая важная находка — производственный комплекс конца XV-XVII веков с двумя одновременно работавшими печами — гончарная мастерская.
Теперь это филиал Государственного исторического музея. Для обзора доступны все 3 этажа. На первом — каменные и кирпичные подвалы, на втором (на уровне улицы Варварки) воссозданы трапезная, библиотека и кабинет боярина, на верхнем деревянном этаже — женская половина дома со светлицей. При этом убранство комнат состоит, преимущественно, из подлинных предметов XVII века.
Но основная ценность палат в Зарядье — их планировка. Тесные комнатки, толстые стены, низкие сводчатые потолки, узкие переходы, мрачные крутые лестницы — все это создает эффект погружения в Московского средневековье.
В боярской столовой семья Романовых собиралась для обеда. Здесь устраивали пиры и принимали гостей. В углу столовой стоит стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества» (распределения служебных должностей по признаку родовитости): наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные — в противоположном конце стола.
Смежная со столовой комната оформлена как кабинет боярина. Проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений, идет через площадку лестницы. Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней, служивших в боярских домах и «спальными чуланами», и местом хранения вещей. Поэтому в комнате на лавках расставлены ларцы и шкатулки, в которых находятся кружева и ткани.
Из сеней можно пройти в светелку с окнами с трех сторон. Основную обстановку интерьера составляют предметы, связанные с рукоделием, тогда как в подвале стоят сундуки для денег, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Но есть в музее и предметы, которые напоминают о военной службе боярина, обязанного являться на войну при своем вооружении и на своем коне — холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.
Еще один утраченный элемент вернулся на дом в конце 2008 года, когда в канун 200-летия со дня рождения Ф.Ф. Рихтера его потомки захотели помочь реставрации музея. Такое же желание выразил Павел Куликовский-Романов, прямой потомок великой княгини Ольги Александровны (младшей сестры Николая II). Объединенными усилиями Романовых и Рихтеров в долго пустовавшей нише на северном (выходящем на Варварку) фасаде палат вновь появился красивый лепной грифон. А расстрелянного в 1917 году грифона-флюгера решили не реставрировать, сохранив следы от пуль как часть истории.
...во время Ливонской войны Никита Романов-Юрьев в городе Пернау увидел на одном из домов фигуру полульва-полуорла и взял его себе на прапор. Но только в XIX веке грифона — символ власти и силы — официально утвердили геральдическим знаком Романовых.
...Никита Романов-Юрьев, шурин Ивана IV, остался в народной памяти первым защитником от царского гнева. По легенде, когда царь однажды осерчал на своего сына, боярин встал между ними и защитил собой племянника. Царь, опомнившись, похвалил его за смелость и велел просить все, что пожелает. Никита Романов-Юрьев попросил вотчину и «льготу нерушимую» — кто в этой вотчине укроются, тех не тронут. Такой вотчиной стало Измайлово. Но в 1580 году Никита Романов-Юрьев сам попал в опалу. Причины ее неизвестны, но 200 посланных царем стрельцов разорили двор Романова на Варварке. Боярин остался нищим и даже просил у соседей-англичан на Старом английском дворе ткани, чтобы сшить одежду себе и домочадцам. Мыкался он недолго — вскоре царь сменил гнев на милость и перед смертью назначил Никиту Романова-Юрьева одним из ближайших советников.
...в палатах бояр Романовых Илья Репин писал «Ивана Грозного».