Государственный исторический музей (ГИМ) основали по указу императора Александра II 21 февраля 1872 года. А появился он благодаря Политехнической выставке того же года.
Путеводитель по архитектурным стилям Оттуда в музей поступили первые экспонаты. Члены императорской семьи также передали музею свои коллекции предметов светского и религиозного искусства. Археолог Алексей Уваров и его супруга пополнили экспозицию находками из экспедиций по разным регионам России. А самый щедрый дар преподнес купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, а его коллекция тогда превышала весь фонд ГИМ.
В 1874 году Московская городская дума выделила для постройки Государственного исторического музея землю на Красной площади, где ранее находились здание земского приказа, первая в России аптека и московский университет.
Строили здание музея в псевдорусском стиле по проекту В.О. Шервуда и А.А. Семенова. В итоге в 1881 году на Красной площади появился сказочный теремок с шатрами и башенками. При этом здание из красного кирпича органично вписалось в ансамбль площади, стилистически перекликаясь с Московским Кремлем и собором Василия Блаженного.
27 октября 1917 года возле Государственного исторического музея произошла стычка солдат-двинцев (бывших узников Двинской тюрьмы) и кремлевских юнкеров. Погибшим посвящена мемориальная табличка.
После Революции музей стали называть Государственным Российским историческим музеем. Новые власти организовали специальную комиссию для реорганизации музея. По воспоминаниям хранителей, им не раз предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги», а в здании устроить фабрику.
В 1922 году к ГИМ присоединили музей Дворянского быта 40-х годов, а также закрытые церкви и другие здания: «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в городе Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря», Палаты б Яр Романовых, «Новодевичий монастырь».
Работу Государственного Исторического Музея переориентировали на коммунистическую пропаганду. Поэтому в 1935 году с башен здания исчезли двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов. А в 1936-1937 годах в связи с открытием новой экспозиции в честь 20-летия Октября уничтожили многие росписи и детали интерьеров залов.
В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Лишь однажды бомбежки заставили его закрыться на 8 дней. Но все равно самые ценные экспонаты эвакуировали сначала в Поволжье, а затем в Казахстан. Зато с начала войны сотрудники проводили выставки «по горячим следам», собирая материалы на фронте.
В 1986 году музей закрыли на ремонт, чтобы вернуть ему исторический вид. Окончательно облик ГИМ восстановили в декабре 2003 года, когда на башни вернулись львы и единороги (двуглавые орлы вернулись в 1997).
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам Каждый из залов Государственного исторического музея соответствует особой исторической эпохе, а росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески. Еще на стадии проектирования здания разработали основную идею экспозиции. Поэтому каждый зал проектировали с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться.
Например, в зале «Неолит» можно увидеть копии наскальных рисунков с берегов Ангары, Онежского озера и Белого моря. Архитектура зала «Восточная Европа и Античный мир» воспроизводит ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба, раскопанного в Крыму в XIX веке. Стены зала «Восточная Европа и Азия» украшены копиями шиферных плит из древнейших киевских храмов XI–XII веков. В оформлении зала «Древнерусское государство» использовали элементы древнерусской архитектуры, — сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. А в декоре наличников и мозаике мраморных полов угадываются орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг — Остромирова Евангелия 1056 года и «Изборника» Святослава 1073 года.
В оформлении зала «Древнерусский город» использовали копии фресок церкви Спаса-на-Нередице, построенной в 1199 года. Ценность этих копий особенно возросла после гибели самого храма в 1942 году во время оккупации города фашистскими войсками. Источником богатого убранства зала «Внутренняя и внешняя политика государства (середина XII–первая половина XIII веков)» стали архитектурные памятники древнего Владимира — роспись Успенского собора XII века, белокаменная резьба Дмитриевского собора. В основу оформления зала «Культура Древней Руси XI–первой половины XIII веков» легла белокаменная резьба стен Георгиевского собора, построенного в 1234 году в Юрьеве Польском. А свод зала «Государев двор и государственное управление России в XVI–XVII веках» украсил травный орнамент наподобие росписей галерей Покровского собора.
Коллекция Государственного Исторического музея быстро росла за счет даров от монастырей, библиотек, институтов, университетов и издательств.
Знаменитые дворянские фамилии также передавали в дар музею свои коллекции. И сейчас фонды музея насчитывают уже 5 млн предметов. Вот наиболее интересные экспонаты:
- Копия погребения со стоянки Сунгирь Владимирской области. Возраст ее более 25 000 лет. Погребенные оказались подростками, а причина их одновременной смерти и захоронения в одной могиле неизвестна. Умерших положили на одной линии, голова к голове, в одежде, расшитой тысячами бусинок из бивня мамонта.
- Подлинные бивни мамонта. В конце XIX века иркутский купец И. Громов нашел их на берегу Енисея в слое вечной мерзлоты и подарил музею.
- Челн длиной 7,5 метров, обнаруженный на берегу Дона, недалеко от Воронежа, в 1954 году. Лодка выдолблена из целого ствола дуба каменными топорами. С внутренней части бортов можно увидеть парные отверстия — места крепления сидений для гребцов.
- Маски погребального культа таштыкцев. Главная их особенность — портретность, благодаря чему можно представить, как выглядели люди, населявшие в древности Южную Сибирь.
- Таманский саркофаг, один из памятников античной культуры IV века до н.э. Он происходит с территории Боспорского царства, древнегреческого государства, занимавшего Таманский и Керченский полуострова. Скорее всего его привезли из Греции по заказу знатного боспорского вельможи. Для его изготовления использовали мрамор, добытый в горах Малой Азии.
- Копия ритуального серебряного ковша, найденного в Западной Сибири. На нем изображен распространенный сюжет — единоборство богатырей. Этот древний ритуал передачи верховной власти бытовал у многих тюркских народов: правитель в рукопашной схватке должен был или победить, или уступить престол более удачливому сопернику.
- Сборник XV века, в состав которого вошла «Русская Правда», — древнейший свод законов, записанный при Ярославе Мудром и его сыновьях.
- «Изборник», составленный по приказу князя Святослава Ярославича в 1073 году. На одной из первых страниц можно увидеть портрет самого князя с женой и сыновьями.
- Список «Повести временных лет», древнейшей русской летописи начала XII века, написанный и иллюстрированный миниатюрами XV века.
- Самая первая берестяная грамота, найденная в новгородской земле в 1951 году. Она датируется XIV веком и представляет собой отчет управляющего крупной боярской вотчиной о сборе оброка.
- Копия врат Новгородского Софийского собора, изготовленная специально для музея в XIX веке. Врата, созданные в XII веке в немецком городе Магдебурге, украшены литыми бронзовыми пластинами с рельефами на темы Ветхого и Нового Завета. Позднее врата попали в Новгород, где в XIV веке их перемонтировали. В нижнем ярусе левой створы можно видеть фигуры мастеров с кузнечными инструментами в руках. Две фигуры по краям изображают немецких мастеров XII века, отливших эти врата. Центральная фигура — автопортрет новгородского мастера Авраама, который сумел починить врата.
- Берестяные грамоты мальчика Онфима, жившего в начале XIII века. Судя по характеру рисунков, ему было 5-7 лет, и он учился грамоте. На одном кусочке бересты он учится писать буквы, на другом изобразил рогатое чудище и написал «аз звере». Еще одна грамота XIII века с предложением выйти замуж обращена к женщине, следовательно, грамотным были не только мужчины.
- Икона с изображением Василия III. Эта икона происходит из Архангельского собора Московского Кремля — она располагалась около гробницы великого князя. В конце XIX века икону передали на хранение в музей. В процессе реставрации выяснилось, что образ написан в начале XVI века, а изображены на ней святые Василий Великий и Пафнутий Великий. В 1670-е на месте лика Пафнутия появилось лицо великого московского князя Василия III.
- Герса — самая древняя крепостная решетка, дошедшая до наших дней. Герсу с помощью ворота и цепей поднимали или опускали в воротах проездной башни, контролируя проход внутрь крепости. Уникальный памятник происходит из Новодвинской крепости с берегов Белого моря и датируется началом XVIII века.
- Деревянные резные врата иконостаса церкви в селе Монастырщина, где, по легенде, были похоронены участники Куликовской битвы. Тонкая резьба покрыта золотой фольгой.
- Копия «Царского места» Ивана IV, изготовленного в 1551 году для Успенского собора в Московском Кремле. Копия сделана специально для музея в конце XIX века и интересна тем, что представляет собой реконструкцию памятника в его первоначальном виде с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи. «Царское место» играло роль символа самодержавной власти российских государей. В документах XVI–XVII веков оно даже именуется «престолом», троном. На его дверных створках есть текст легенды, как в XII веке великий киевский князь Владимир Мономах получил государственные регалии и шапку Мономаха.
- Покаянная моленная одежда царя Ивана IV, власяница. Эта вещь поступила в собрание музея из Александровской слободы, которая 10 лет была центром формирования опричного войска.
- Комплекс оборудования соляной варницы и орудия солевара. Их привезли в музей из Вологодской области в 1930-х годах.
- Одна из самых первых европейских карт с изображением Российского государства. Ее составил английский купец и путешественник Антонин Дженкинс в 1552 году. В поисках сухопутного пути в Индию англичанин посетил Россию. В итоге Московское государство заключило с Англией торговый договор. Основной статьей экспорта из Англии стали олово и оловянная посуда.
- «Апостол» 1564 года Ивана Федорова, первая датированная русская печатная книга без единой опечатки или помарки. «Апостол» до сих пор является непревзойденным образцом печатного искусства.
- Медный, вставленный в оправу резного дерева глобус, изготовленный в Голландии в начале 1690-х годов фирмой наследников картографа Виллема Блау по заказу шведского короля Карла XI. Его наследник, Карл XII, отказался выкупать глобус, а в 1697 году, будучи с Великим посольством в Европе, его приобрел Петр I. В 1733 году глобус поместили в Сухареву башню, где располагалась московская математико-навигационная школа. Там он служил учебным пособием до 1752 года. Затем его перевезли в Санкт-Петербург. Вскоре глобус вернулся в Москву в Румянцевский музей, откуда в 1912 году попал в ГИМ.
- Сабля и меч-палаш в украшенных драгоценными каменьями ножнах. Оружие принадлежало героям борьбы русского народа с иноземной интервенцией — князьям Д.М. Пожарскому и М.В. Скопину-Шуйскому. Полководец Михаил Скопин-Шуйский не позволил интервентам отторгнуть от Российского государства Северо-Западные земли. Князь Дмитрий Пожарский возглавил в 1612 году народное ополчение, штурмом взял Московский Кремль, где засели поляки, и освободил город от захватчиков. По преданию, благодарные москвичи преподнесли князю эту саблю. Она считается самым древним русским наградным оружием.
- Исполненные неизвестным польским художником в начале XVII века, картины обручения Марины Мнишек в Кракове, ее торжественного въезда в Москву и венчания в Успенском соборе Кремля в мае 1606 года. Но особый интерес представляют парадные портреты Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Марина и Лжедмитрий изображены в соответствующих моменту одеяниях, в торжественных позах. Портреты сопровождают пояснительные надписи, в которых обоих называют «императорами Московскими», причем подчеркнуто — Дмитрий является зятем Сандомирского воеводы Юрия Мнишка, что отражает зависимое положение Самозванца. На самом деле, возведение на престол Лжедмитрия было организовано на деньги польской знати и самого короля. Других современных портретов участников событий начала XVII века не существует.
- Русская «мумия» — мумифицированные останки женщины 25-ти лет, чей возраст сравним со знаменитыми египетскими мумиями.
Мало кто знает, что были идеи снести здание Государственного исторического музея.
Например, в 1940 году Н.А. Милюков представил проект устройства эстакады, соединявшей Красную площадь с улицей Горького Тверской). Но проект не приняли.
Говорят, что... ...для написания фриза «Каменный век» в 1885 году меценат Савва Мамонтов построил Виктору Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых. Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века, поэтому сегодня многие элементы фриза считаются устарелыми и ошибочными
.
Мини-путеводитель по Красной площади Фотографии Государственного исторического музея и его экспозиции разных лет:
А что вы можете добавить к рассказу о Государственном историческом музее?