Подземелья и тайные ходы Москвы

Подземелья и тайные ходы Москвы

»

Подземная Москва, бункеры и метро-2

Схема подземелий Москвы

Когда в начале 1960-х годов на здании Мавзолея появилась трещина, для поиска причины решили проверить недра рядом с ним. Каково же было удивление исследователей, когда на глубине 16 метров они наткнулись на обшитый дубом свод тайного хода. Он вел от Мавзолея в Кремль и в Китай-город. Чтобы информация не стала доступна общественности, ход быстро забетонировали. Но слухи о подземельях под Мавзолеем все-таки охватили город…

Подземная Москва вызывает огромный интерес, и одновременно порождает множество слухов и легенд. Никто наверняка не знает о подземельях и тайных ходах, но постоянно о них говорят. Уверяют, что подземная Москва — это целый город, и диггеры насчитывают у него 12 уровней.

А исследователи утверждают, что недра столицы напоминают термитник или головку голландского сыра: к началу XIX века центр Москвы уже был изрыт во всех направлениях, а XX век прибавил к проложенным ходам новые, по которым прошло метро, и протянулись коммуникации.

Зачем Москве подземелья?

Хотя известные нам тайные ходы датируются XV-XVII веками, подземное пространство города использовалось еще в древние времена. В одних подземельях устраивали тайники и хранили ценности, церковные реликвии, оружие. Другие — становились некрополями. В третьих — держали узников. Нередко устраивали и подземные погреба. Москва часто горела, а такие тайники позволяли спасти от огня ценные вещи и запасы продовольствия. А московские алхимики и фальшивомонетчики устраивали под землей свои лаборатории и мастерские.

Но особое значение подземные ходы имели в военное время! В башнях Китай-города, например, были подземелья-cлухи и ходы для тайных вылазок. А подземные галереи Новодевичьего и Симонова монастырей выводили к прудам для скрытого забора воды на случай осады.

Одни тайники были обшиты тесом или массивными бревнами, стены других — выложены из белого камня или красного кирпича. К одним ходам можно было спуститься только через подвалы, а в другие — попасть по лестницам в стенах палат и башен. Некоторые подземелья заполняла вода и удушливый газ, а некоторые — почти целиком заплыли песком и илом.

Исследования подземных ходов Москвы.

Тайники под Москвой издавна привлекали к себе внимание, но известно лишь несколько попыток исследовать их. Да и тем все время что-то мешало.

Например, в XVII веке по приказу царя Алексея Михайловича мастер Азанчеев несколько раз безуспешно пытался построить подземный ход под Москвой-рекой. Но вскоре мастеру-мужику пожаловали дворянство, а про тоннель под рекой после этого даже не упоминали.

Во времена Петра I пономарь Конон Осипов просил разрешить ему разведать «две палаты, полны поставлены сундуков». Предполагали, что там могла быть спрятана знаменитая Либерия — библиотека Иоанна Грозного. Царь исследование разрешил, но пономарь «поклажи никакой не отыскал», а вскоре умер.

В конце XIX века исследованиями занялся князь Н.С. Щербатов, но ему помешала Первая Мировая война.

Подземелья Кремля

«Подземная Москва» Стеллецкого.

В советское время исследовать подземелья Кремля пытался Игнатий Стеллецкий — археолог-энтузиаст, который всю жизнь посвятил поискам книжных сокровищ Ивана Грозного. Он обращался в разные организации с вопросом об использовании подземных сооружений древности и ссылался на опыт Парижа, Рима и Лондона.

Везде и всюду подземелья временем и людьми приведены в состояние если не полного, то очень большого разрушения. Общей участи не избежал и Кремль, и потому нельзя обольщать себя мыслью, что достаточно открыть один ход и по нему уже легко пройти подо всем Кремлем, если не подо всей Москвой. В действительности, путешествие по подземной Москве — скачка с препятствиями, притом весьма существенными, устранение которых потребует больших усилий, времени и средств. Но все это ничто в сравнении с возможным идеальным результатом: очищенная, реставрированная и освещенная дуговыми фонарями подземная Москва явила бы из себя подземный музей научного и любого интереса...

Обращения Стеллецкого оставались без ответа, все его находки и открытия — бетонировали или консервировали по принципу «как бы чего не вышло». А вскоре исследования Стеллецкого вообще запретили: повышенный интерес к подземельям трактовали как заговор против советской власти. А финальным аккордом этой истории стал закон 1949 года «О недрах», объявлявший недра страны исключительной собственностью государства. Тогда открытия Стеллецкого засекретили.

А открытий было немало. Например, археолог предупреждал, что здание Библиотеки имени Ленина может разрушиться, если не исследовать находящиеся под ним «исторические пустоты». Трещины и разломы не заставили себя долго ждать! Подобные деформации появились и в зданиях Большого и Малого театров, Метрополя». А Историческому музею, по мнению Стеллецкого, угрожал еще и плывун. Возможно, поэтому памятник Георгию Жукову так сильно постаментом углублен в землю: он служит зданию дополнительной опорой, наподобие лесопосадок, укрепляющих склоны оврага.

Об исследованиях Стеллецкого вспомнили в годы хрущевской «оттепели» и даже создали комиссию по розыску библиотеки. Но с приходом к власти Брежнева Кремль закрыли для ученых, а у вдовы Стеллецкого похитили дневники с документальной историей библиотеки Грозного.

Где в Москве обнаружили подземные ходы?

Власти столицы признают, что карты подземных ходов Москвы не существует. Есть схемы, нарисованные по результатам исследований диггеров, по воспоминаниям Стеллецкого, по архивным материалам. Но даже за их подлинность невозможно поручиться.

Возможно, это сделано, чтобы данные о тайниках не стали доступны вражеской стороне в военное время. Поэтому, перечисляя известные тайники и подземные ходы, приходится говорить слово «возможно». Возможно, подземные ходы соединяют Тайницкую, Никольскую и Спасскую башни Кремля. Возможно, ход от Сенатской башни ведет в Китай-Город, к Старо Никольской аптеке. Возможно, тайник есть под палатами Аверкия Кириллова. Возможно, в тайный ход можно спуститься на Мясницкой и на Лубянке. Возможно, от Лубянки можно незаметно пройти к Дому на Набережной. Возможно, подземные галереи есть под Сухаревой башней, под домом Брюса на Проспекте Мира, под зданием Английского Клуба на Тверской и во дворе дома Юсупова. Возможно, в Царицыно существует многокилометровая цепь подземелий. Возможно, храм Воскресения Словущего в Барашах связан подземным ходом с Апраксинским дворцом. Возможно, из Кремля под землей удастся выйти прямо в дом Пашкова.

А возможно, все это вымысел. Так, например, некий А. Иванов опубликовал в 1989 году статью о подземельях храма Христа Спасителя и уверял, что именно этот подземный ход ведет к Либерии. Но на самом деле он вывел в реку и оказался водоотводом.

Подземные бункеры Москвы.

Несомненно то, что XX век добавил Москве несколько загадочных подземелий. Это правительственные бункеры, которые создавали на случай ядерного удара. В Москве точно известны три таких бункера: на Таганке, в Измайлово (от него идут два автомобильных тоннеля к Кремлю и в район станции метро «Сокольники», а в сам бункер можно попасть со станции «Партизанская») и в Кунцево (туда тоже идет автомобильный тоннель от общественной приемной Минобороны на Мясницкой).

Под нашими ногами — под асфальтом, под толщей земли — находится целый гигантский мертвый город, созданный для выживания. В его многоэтажных сооружениях — кондиционированный воздух, дорогие ковры на полах, электронные часы, с секундной точностью отмеряющие время, нетронутые листы бумаги на столах, специальные отсеки с кроватями, застеленные чистым бельем. «Бомбоубежище в режиме консервации», — говорят военные. Вряд ли кто-то, кроме них, решится назвать бомбоубежищами эти подземные хоромы. Бомбоубежища для простых смертных совсем другие… Элитные дома, построенные в сталинское время, гос.учреждения, заводы, некоторые магазины соединены системой так называемых потерн — длинных подземных коридоров на пятиметровой глубине, ведущих собственно в бомбоубежища… Потерны соединены небольшими каналами с водопроводными, канализационными колодцами, которые в случае завалов, разрушений будут служить запасными выходами. Теоретически можно из обычного люка попасть в потерну административного здания...
Рыть первые потерны начали еще до войны и активно продолжали до 1953-го, года смерти Сталина. Строили, как тогда полагалось, надежно: ни один переход до сих пор не разрушился. Схема их расположения секретная, полные карты есть только у МЧС. Особенно много подземных коридоров внутри холмов, на которых стоит Москва: у Таганки, Китай-города, под Воробьевыми горами. Всеохватывающая, разветвленная система потерн — это первый, верхний уровень подземных оборонительных сооружений нашего города.
Второй их уровень стали делать после 1953 года. Здания ЦК, КГБ, Министерства обороны врастали все глубже в землю — иногда на пять этажей. Денег не жалели… Эти комфортабельные сооружения, как в настоящем городе, соединены «улицами» и «переулками». Так, от Лубянки есть прямой подземный ход до Кремля, а тоннель, ведущий к нему от здания ЦК на Старой площади, так широк, что по нему можно проехать на машине…
Под конец правления Хрущева опасность ядерной войны казалась гораздо реальнее, чем сейчас. Тогда появились проекты третьего уровня подземных сооружений. Воплощать их в жизнь начали в начале 70-х. …так называемый подземный монорельс. Первый его маршрут — от ЦК до Кремля. Теперь он составляет более 600–800 метров и проходит в основном под Кремлем и в непосредственной близости от него… А современные убежища, уходящие под землю на 8–10 этажей, по уровню комфорта вполне могли бы претендовать на пять звезд, с номерами уровня «президентский».

Загадки и тайны Метро-2.

Но если о подземных бункерах известно точно, то до сих пор нельзя уверенно сказать, существует ли спец. метро или «Метро-2». Одни говорят, что существует, и даже находятся свидетели, которые видели эти загадочные правительственные линии. Другие уверяют, что это лишь байка. Да и название «Метро-2» появилось с легкой руки журнала «Огонек».

Схема Метро-2

Подливает масла в огонь то, что первая информация про эти метротоннели появилась в 1992 году в одном из номеров «АиФ», где рассказывали о некой уборщице в КГБ, которую возили на спецобъекты особыми линиями метро. Редакция в ответ на это заявила, что эта система метро описана в ежегодном издании Министерства Обороны США по Советским Вооруженным Силам за 1991 год и даже опубликовала упрощенную схему. На ней было видно, что, например, из Кремля можно доехать до аэропорта «Домодедово» и лесного пансионата «Бор» с бункером правительства и Генштаба.

Конечно, секретное «Метро-2» существует, мы, диггеры, его сотни раз не то что видели, но и многие участки его исследовали. Добирались по нему мы до Раменок. Однако сегодня часть «Метро-2», в районе Арбатской площади, получила дополнительный статус секретности, туда теперь нет возможности проникнуть. И сегодня «Метро-2» строится, но совсем черепашьими темпами — как всегда нет денег. Однако секретное метро — лишь часть подземной Москвы. Всего в ней существует 12 уровней коммуникаций (это и трубы, коллекторы, шахты и др.). Максимальная обжитая глубина — 840 метров, там находятся военные бункеры. Вырыли бы и глубже, но дальше идут гранитные породы.

Подземные реки не имеют кисейных берегов, а тайные ходы опасны и труднопроходимы. Но подземная Москва обладает особой романтикой. Конечно, подземелья столицы изведаны не до конца. Но и то, что исследовано — открыто не для всех. Ученые признают, что даже тайные ходы Кремля еще не изучены. И сейчас, когда реставрируют башни Кремля, подземная Москва может приоткрыть одну из своих тайн, которая или взбудоражит общественность, или надолго скроется под грифом «Совершенно секретно».

Но говорят, что попав в столичные подземные лабиринты, легко заблудиться среди множества галерей, переходов, колодцев, залов, замурованных дверей и затопленных ходов. А возможно, где-то рядом скрыта знаменитая библиотека Ивана Грозного, и когда-нибудь она дастся в руки удачливому исследователю подземелий.

Известные и предполагаемые подземелья Москвы
Рейтинг


В этом разделе