Ильинка — улица с религиозным именем. Но ее можно назвать одновременно и торговой, и банковской меккой, ведь именно здесь заключали крупнейшие в Москве сделки. Но она никогда не была жилой.
Ранее улицу Ильинку звали Дмитриевкой по церкви Дмитрия Солунского, стоящей на месте здания Биржи. А в советское время ее переименовали в улицу Куйбышева. Историческое название Ильинке вернулось только в 1990 году.
Большие площади на Ильинке отдали монастырям под подворья, и в XVII веке на улице стояли Новгородское подворье (дом 3), Троицкое подворье (дом 5), Иосифовское подворье (дом 7), Алексеевское подворье, Воскресенское подворье.
Между церковью Дмитрия Солунского и современным Никольским переулком стоял Посольский двор. Там останавливались приезжавшие в Москву послы, а переулок тогда называли Посольской улицей. В 1717 году в пустующем Посольском подворье устроили мануфактуру Толстого, Шафирова и Апраксина. Но все сгорело в 1737. А еще на Ильинке стоял самый знаменитый в Москве Никольский храм — церковь Николы Большой Крест. За ней находился большой двор князя Барятинского.
В 1785-1786 годах на Ильинке появились великолепные дома с лавками на первом этаже. Но в 1812 улица выгорела. При этом старые здания торговых рядов пострадали еще и от взрыва заложенной в Кремле бомбы. На их месте построили новые ампирные здания по проекту Осипа Бове.
В эпоху реформ Ильинка окончательно превратилась в главную деловую улицу Москвы — центр финансовой жизни и оптовой торговли. Тогда появилось новое здание Биржи, перестроили в соответствии с современными требованиями торговые ряды и монастырские подворья.
В 1875 году Троице-Сергиева лавра перестроила свое подворье (дом 5) в пятиэтажный доходный дом с башенкой. Он еще долго оставался самым высоким гражданским зданием Москвы. При этом сдача внаем помещений приносила монастырю большие доходы. Например, на втором этаже подворья располагался Новотроицкий трактир — место встреч купцов и биржевиков. Сюда же водили иностранцев, впервые посещающих Москву.
Примеру троицких монахов последовали иосифо-волоцкие: в 1883 они построили пятиэтажное здание Иосифовского подворья (дом 7) в русско-византийском стиле по проекту А. Каминского. Сейчас это здание Казначейства России.
Если Китай-город в XIX веке сравнивали с Сити, то Ильинку можно было считать «главной авеню». К началу 1900-х земля на ней стала стоить баснословных денег (1 600 рублей за сажень), но всю улицу занимали банки и крупные торговые конторы. Не случайно Ильинка изобразила нью-йорскую Уолл-стрит в кинофильме «Мисс Менд».
Конечно, улица заканчивалась Ильинскими воротами в Китайгородкой стене. Сейчас о них напоминает сквер Ильинские ворота. А в 1847 году там появилась первая станция так называемой линейки. Этот транспорт предназначался для небогатых москвичей, которым извозчик был не по карману. Сервис был соответствующим: сооружение без стен со скамейками по бокам и кожаными фартуками, которыми закрывали ноги пассажиров от грязи и ветра.
Никакой жестокий инквизитор не мог выдумать более мучительной пытки, как езда в этих экипажах, но терпеливые москвичи ездили и платили еще деньги за свою муку… грязные, вечно связанные ремешками, веревочками, с постоянно звенящими гайками, с расшатанными колесами, с пьяными и дерзкими ямщиками, с искалеченными лошадьми, худыми и слабосильными до того, что они шатались на ходу.