В старой Москве говорили: «Пришла к нам правда не от Петра и Павла, а от Воскресенья в Кадашах». Кадаши упоминаются еще в 1504 году — в завещании Ивана III. Тогда мастера-ткачи основали в городе несколько слобод, и архитектурной доминантой стала церковь Воскресения в Кадашах.
Ткачи устроили слободу на месте прежней слободы бондарей, изготовлявших кади. Так и возник топоним Кадаши. Есть еще народная версия, связывающая название местности с жившими здесь татарскими судьями «кади». А Забелин и вовсе решил называть слободу Каташево, так как ее жители занимались катанием полотна для беления.
Между Большой Полянкой и Пятницкой улицей лежит крупный городской массив, сохранивший в основных чертах планировочную структуру древней Москвы (сравнение современного плана этой части Замоскворечья с первым геодезическим чертежом столицы, планом Ивана Мичурина, свидетельствует о незначительности изменений и о том, что подобной сохранности всей системы уличной сети не имеет ни один другой район города). Центр этого массива образует церковь Воскресения в Кадашах — застройка как будто наращивалась вокруг нее последовательными слоями. Именно такая система группировки домов слободы объясняет расположение переулков, современному человеку кажущееся сложным и запутанным.
Средства выделили купцы Добрынины. Богато декорированный белокаменной резьбой «петушиными гребешками» двухэтажный пятиглавый храм с шестиярусной колокольней — яркий образец московского барокко. Его декор как будто «растет» вверх и «расцветает»: скромный первый этаж сменяется пышно украшенным вторым.
Храм в Кадашах перестраивали в 1802 году и 1860-1863 после разорения французами. Наполеоновские солдаты устроили в церкви конюшню и разграбили сам храм. Уходя, они подожгли церковь, но огонь дошел до окна у правого клироса и потух.
Храм расписывали царские живописцы Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин. А иконостас церкви стал прообразом иконостаса соборного храма Донского монастыря.
Входящий в Воскресенскую церковь поражается уже общей его высотой… иконостас имеет в высоту 17 аршин… Но особенно замечателен он своею в высшей степени искусною резьбою. Многочисленные колонны (числом 52), отделяющие иконы одну от другой, представляют из себя едва ли не лучшее произведение резного искусства 17 в. Все эти колонны сделаны из цельного дерева, внутри — пустые, и потому сквозная резьба их представляет как бы плетение из виноградных кистей и листьев.
А колокольню Кадашевского храма за стройность прозвали свечкой. Главный ее 400-пудовый колокол отлил в 1750 году Константин Слизов, создатель знаменитого Успенского колокола Ивана Великого. Важное значение этого храма подчеркивает тот факт, что в колокольном перезвоне Кадашевские колокола звонили вторыми — сразу после Ивана Великого.
В 1992 его вернули церкви, но регулярные богослужения в Воскресенском храме начались только с декабря 2004. Для этого общине храма пришлось забаррикадироваться в церкви и требовать освобождения здания у сотрудников реставрационного центра Грабаря, которые должны были съехать еще в 2001 году. Эти события вошли в современную историю как «битва при Кадашах».
Сейчас на территории Воскресенской церкви действует подземный храм-усыпальница, где покоятся останки древних жителей Москвы, современников Юрия Долгорукова. На южном фасаде трапезной сохранились солнечные часы — единственные в Москве на церковном здании.
По решению настоятеля храма открыли археологический музей «Кадашевская слобода». Во время экскурсии можно также подняться на колокольню церкви Воскресения Христова в Кадашах.
Но «Битва за Кадаши» еще не завершилась: было уже несколько попыток устроить на месте древней слободы элитный жилой комплекс с многоэтажками, наступающими на храм. Пока Кадаши отстаивают, хотя несколько исторических зданий все же не удалось спасти.
...зодчий Воскресенской церкви в Кадашах не известен, но некоторые называют строителем колокольного мастера Сергея Турчанинова.
...после закрытия Воскресенского храма в Кадашах исчезли его колокола. Новое пристанище они нашли в Большом театре в постановке «Борис Годунов». Но во время реконструкции здания они исчезли.
...в церкви Воскресения в Кадашах хранится образ святого царя-мученика Николая, написанный на кирпиче из разрушенного дома Ипатьева в Екатеринбурге, где расстреляли семью Романовых. А почитаемую икону Божией Матери Кадашевской теперь можно увидеть в Государственном Историческом музее.