Краткий путеводитель по усадебной архитектуре
Первые усадьбы появились в далеком прошлом, когда цари начали вместо жалованья наделять служилых людей землями с крестьянами для «кормления» — вотчинами (их можно было передать по наследству или продать) и поместьями (предоставлялись на время службы). Именно они стали основой для усадеб — господских домов со службами и парками. Однако долгое время усадьба мало отличалась от крестьянского двора — только высотой дома и наличием небольшого плодового садика. Расцвет усадебной культуры пришелся на петровское время, когда появились дворцово-парковые ансамбли, а усадьбы начали приобретать европейские черты.
Имение, усадьба, дача, дворцово-парковый ансамбль… Разберемся в терминах.
Термин «усадьба» начали активно использовать в XVII веке. В.И. Даль трактует его как «господский дом на селе, со всеми ухожами, садом и огородом», то есть это комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек. В обиходе усадьбу могли назвать селом (сельцом) или, если на территории не было церкви, — деревней. Например, сельцом называли Люблино.
Владелец усадьбы был одновременно и владельцем имения — землевладения с историческими границами. На территории имения могло не быть усадьбы, а могло быть сразу несколько. Так, например, в имении князей Голицыных Влахернское некоторое время было две усадьбы: Кузьминки и Полуденовка. Также имение включало постройки, не входящие в усадебный ансамбль, — церкви, мосты, хозяйственные и казенные здания. Обычно хозяйственную часть, направленную на обслуживание нужд имения, называли экономией. Это конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы. Свои хозяйственные службы были и в усадьбе, но намного меньше, и ограничивались флигелями, кухней, ледником, домом прислуги и некоторыми другими постройками. Все эти строения могли составлять единое архитектурное целое с экономией (как, например, в Черемушках). Но часто экономия состояла из ряда самостоятельных хозяйственных комплексов различного назначения (например, Садоводство, Слободка, Мельница, Конный и Скотный дворы в Кузьминках).
Большие имения с усадьбами стоили очень дорого и требовали больших затрат на содержание, поэтому такие владения, как Знаменское-Садки, Люблино, Кузьминки, Узкое, Ясенево, обычно переходили из рук в руки или по наследству, или путем браков и других родственных связей. И несколько поколений владельцев постепенно обустраивали свое родовое гнездо.
В петровское время появился новый тип усадьбы — дворцово-парковый ансамбль. Это уже произведение садово-паркового искусства и архитектуры. Эти масштабные ансамбли включали многочисленные постройки, дворец (вместо главного дома), обширный сад или парк с естественными или искусственными водоемами, фонтанами и шутихами. Зачастую дворцово-парковые ансамбли появлялись в монархических или аристократических загородных резиденциях.
Также при Петре I появились первые дачи. Тогда этим словом называли участок земли, принадлежащий государству или полученный дворянином за службу. Такие казенные дачи существовали до 1917 года. Одновременно с этим в XVIII веке дачами стали называть здания в усадьбах, которые сдавали внаем на лето. Помещений специально для дачников не строили, а использовали любые здания, которые можно было приспособить для временного жилья: господский дом, флигели, оранжереи, павильоны, службы. Первой дачей в этом понимании стало Свиблово, нанятое голштинским герцогом Карлом-Фридрихом в 1722 году. Тогда же дачами стали называть и небольшие загородные ненаселенные имения с усадьбами, которые служили своим владельцам только для летнего отдыха (например, Черемушки). Хозяйство в них было минимальным и сводилось лишь к поддержанию усадьбы для различного рода «затей».
В середине XIX века одновременно со строительством железных дорог и «поселков для отдыха» началось бурное развитие дач. Уже в 1888 году вокруг Москвы насчитывалось около 6 000 дач. А на рубеже XIX-XX веков дачная жизнь стала массовым явлением, характерным только для России, также, как и дворянская усадьба.
Коротко о главном
Все постройки усадьбы составляли единый ансамбль, то есть были объединены художественно или исторически. А функционально усадьбу делили на жилую, хозяйственную и прогулочные зоны. Центром усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея. Иногда ее украшали торжественными въездными арками, а господский дом завершали бельведером или куполом, как в Люблино.
Продумывая планировку усадьбы, владельцы обычно исходили из утилитарных потребностей, но не упускали из виду и модные течения. Поэтому господские дома представляли собой затейливо украшенные здания, в приусадебных садах выращивали не только овощи, фрукты и лечебные растения, но и цветы и заморские деревья. А пруды использовали не только для катания на лодках, но и для разведения рыбы. Иногда в них даже сооружали специальные садки, что нашло отражение в названии усадьбы Знаменское-Садки.
Можно выделить три типовых планировки усадеб.
В самой простой ставили небольшой дом с фасадом на улицу, парадный двор (курдонер) перед домом и регулярный сад за ним.
Центром типичной усадьбы XVIII века был главный дом, который вместе с хозяйственными пристройками (флигелями) составлял в плане букву «П». Внутри находился парадный двор. Парковым фасадом дом выходил в сад с регулярной планировкой, который мог перейти в лес. Часто дом ставили на холме над речкой либо возле пруда. Рядом стремились расположить церковь, а парк украшали павильонами, гротами, беседками, мостами, памятниками, скульптурой. Хозяйственные постройки при этом помещали в дальней части парка. Таковы московские усадьбы графов Шереметевых Кусково и Останкино.
Наиболее сложную структуру имели дворцово-парковые ансамбли. Архитектурным центром комплекса становился дворец. Его окружали корпуса и маленькие дворцы. Вид садовых павильонов приобретали даже церковь и хозяйственные службы. Дворец делил сад на регулярный и пейзажный парки, украшенные многочисленными садовыми постройками — гротами, бельведерами, беседками, руинами, стелами, памятниками и скульптурами. Особую роль в дворцово-парковых ансамблях играла вода: фонтаны были неотъемлемой частью монарших усадеб.
Немалое значение имело внутреннее убранство главного дома. Многие напоминали музеи своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера, а некоторые превращались в безвкусное собрание раритетов. Парадным лицом главного дома была гостиная. Она получала наиболее богатое и торжественное оформление. В доме обязательно устраивали столовую с большими столами и буфетами-горками с коллекциями фарфора. Интеллектуальным центром усадьбы становился кабинет хозяина, обстановка которого, как правило, была непарадной, а иногда даже подчеркнуто аскетичной. Наряду с мужским кабинетом, в усадьбах была и женская комната, где хозяйка дома занималась делами, рукоделием и чтением.
Но усадьба — это не только барский дом, это целая инфраструктура для уютной и комфортной жизни. Помимо жилой и хозяйственной частей, здесь могли быть также и площадки для спортивных игр. В некоторых усадьбах было здание театра, а иногда владельцы организовывали и небольшие «мануфактурные затеи», как, например, ткацкая мануфактура в Подмосковном Ольгове и суконные заводы в Остафьеве.
Непременным атрибутом большой усадьбы была церковь, оформлению которой придавали особое значение. Часто древние церкви перестраивали согласно вкусам времени, обновляли и меняли их внешнее и внутреннее убранство. А иногда на территории усадьбы строили домик для местного священника.
Все в сад!
Особой гордостью владельца усадьбы был парк. Некоторые предпочитали регулярные французские парки, другие — пейзажные английские, а были усадьбы, где регулярные парки сочетались с пейзажными. Богатые люди много денег и сил вкладывали в садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. В его основе — использование для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего облик, и размещение растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоемами, дорогами, площадками, скульптурой. А для того, чтобы посетители могли полюбоваться парком создавали специальные видовые точки — холмы и бастионы (уходящие вверх дорожки, оканчивающиеся смотровой площадкой).
Есть несколько типов садов и парков.
Части террасного или «итальянского» парка располагаются на разных уровнях. В таком парке можно увидеть много лестниц, пандусов (наклонных площадок, соединяющих две разновысоких горизонтальных поверхности), террас (площадок, уступами спускающихся по склону) и каскадов (водопадов или серий водопадов).
Регулярные или «французские» парки — парки с геометрически правильной планировкой и симметричной композицией (даже деревьям придавали геометрически правильную форму). Такие сады и парки обычно разбивали на плоской местности или пологом склоне. Центром ансамбля был дворец, а перед ним располагались партеры (открытые участки правильной формы с газонами, цветниками, бордюрами из кустарника, украшенные скульптурой или фонтанами) и водяные зеркала (водоемы и каналы с неподвижной гладью воды). Партеры могли быть симметричными (по горизонтали и вертикали), узорными (основанными на орнаментах богато расшитой одежды), водяными (из заполненных водой резервуаров), в английском стиле (с «выкошенном» в большой лужайке рисунком), со скошенными газонами (чей рисунок заполнялся песком и гравием). Позади здания парк оформляли боскетами (декоративными группами деревьев или кустов).
В основе многих парков «французского» типа лежала трех или пятилучевая система аллей (прямых дорожек, обсаженных по обеим сторонам) с топиарами (подстриженными в узорчатой форме деревьями или кустами (например, в виде животного или спирали). Аллеи радиально расходились от дворца и открывали обширные видовые перспективы. В конце аллеи располагался яркий визуальный акцент — здание или скульптура. Такую систему еще называли «гусиная лапка».
В целом, «французские» парки имитировали здания с анфиладой комнат, через которую проходил зритель, следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. Устроители садов даже использовали терминологию архитекторов: площадки называли залами, комнатами и зелеными театрами (если давали представления на открытом воздухе), «стены» выполняли из подстриженного кустарника, на земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. При этом цветы и растения высаживали так, чтобы создать причудливый узор либо сплошным ковром, либо узелком или лабиринтом, либо бордюром-лентой, либо клумбой-островом.
Пейзажные или «английские» парки напоминают естественный ландшафт с партерами-лужайками. Для таких парков характерно отсутствие геометричности, извилистые дорожки, водоемы и площадки неправильной формы, свободная группировка деревьев, кустарников и цветов, подчеркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждет его за очередным поворотом аллеи. При этом пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны. Но самое главное: в «английском» парке складывалось впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом.
Существуют еще и миниатюрные сады — символические композиции из воды, растений и камней (например, японский сад камней). Такие сады располагают посетителей к созерцанию и размышлению. Камни, вода, гравий и растения создают миниатюрные ландшафты, в которых пространство искажается и вводит зрителя в заблуждение.
Отдельно стоит выделить аптекарские огороды, где выращивали лекарственные травы, и ботанические сады с оранжереями и теплицами, созданные для выращивания редких и экзотических растений. Такие сады становились частью других парков.
В русских усадьбах можно было увидеть сады любого типа, но при этом была у них особая черта. Для русских парков было характерно сочетать декоративные сады с утилитарными: в садах устраивали рыбные пруды, а для посадок выбирали плодовые деревья (яблони, груши, вишни).
Вода, вода… кругом вода!
Невозможно представить себе крупную усадьбы без водоемов. Это могли быть естественные озера, а могли быть и искусственные каналы и пруды. Понять, какой перед вами водоем, достаточно просто — рукотворные водоемы обычно имеют ровные края и геометрически правильную форму. Кстати, иногда естественный водоем «выравнивали» — то есть меняли его форму. Но у естественного водоема всегда можно найти источник — ручей или речку.
Особое значение в организации парков имеют фонтаны — сооружения, служащие основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. При этом трубы обычно скрыты. Самые простые — фонтаны в виде чаши, расположенной над источником. В более сложных фонтанах вода стекает из чаши в бассейн, откуда вновь поступает в фонтан. С помощью нескольких чаш уже можно создать ярусный фонтан. А в самых сложных композициях многоярусная структура сопровождается спрятанными в нишах маленькими фонтанчиками.
Сначала фонтаны строили только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств садово-паркового искусства. И если много веков назад фонтаны были украшением только городских площадей, то в XVII-XVIII веках они стали непременным атрибутом крупных усадеб и дворцово-парковых ансамблей. Кстати, для последних характерно еще и устройство каскадов — расположение на разных уровнях водоемов, ступеней и уступов, по которым стекает вода.
А в наиболее богатых усадьбах можно увидеть еще и водные шутихи — спрятанные в статуях и других элементах сада источники, которые внезапно выпускали струю и обливали прохожих. Этому способствовали достижения гидрологии (технологии снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для фонтанов) и гидроплазии (технологии придания фонтанным струям различных форм в зависимости от давления воды и формы наконечника). Именно это позволило получить фонтаны со струями, бьющими в форме тюльпана, канделябра, шара или веера.
Садовые причуды и павильоны
Характерной чертой русского парка было наличие местечек для грусти и уединения — тенистых аллей, заброшенных цветников, уютных уголков на берегу водоема.
Для этих же целей строили эрмитажи — павильоны (изолированные постройки) для уединения и секретных переговоров. Классический эрмитаж был двухэтажным, причем лестницы на второй этаж не было. Слуги поднимали туда гостей сидящими в специальных креслах с помощью сложной системы тросов. Таким же образом поднимали и заранее сервированный стол. Такой эрмитаж сохранился в Кусково.
В русских усадьбах также можно увидеть множество утилитарных, но нехозяйственных построек.
Пергола (лоджия, крытая галерея, будуар) — увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей (легких решеток) на арках и столбах для того, чтобы укрыться от зноя. При этом расположены они так, чтобы из них можно было любоваться перспективой.
Оранжерея предназначалась для выращивания растений. Часть растений находилась в здании круглый год, другие летом в кадках выносили в парк и расставляли по аллеям, а зимой убирали в павильон. Большинство растений были чисто декоративными, но иногда в оранжереях выращивали экзотические фрукты. В оранжереях могли быть развешаны клетки с певчими и экзотическими птицами. Снаружи оранжереи обычно украшали колоннами, лепниной и другими архитектурными деталями. Сохранилось довольно много оранжерей, например, в Кусково. Узнать оранжерею просто по обильному остеклению, так как растениям нужно много света. А когда прошла мода на выращивание экзотических растений, оранжереи превратились в выставки скульптур и других предметов искусства.
Ледники — расположенные под землей строения из камня или кирпича, обложенные льдом. Они служили для сохранения продуктов. Увидеть ледник можно, например, в усадьбе Петровское-Разумовское.
Для встречи и развлечения гостей в парках строили чайные домики и павильоны, в стилизованном виде воспроизводивший внешний вид и интерьер построек разных народов мира. В Кусково сохранилось три таких павильона — Голландский, Итальянский и Швейцарский домики.
На возвышенных местах ставили бельведеры — легкие постройки, позволяющие обозревать окрестности. Это могла быть ротонда (круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом) или беседка (но основное ее предназначение — защита от дождя и зноя).
Для отдыха во время неспешных прогулок в парке ставили садовую мебель — всевозможные скамейки. А у входа в парк обычно стояла сторожка — домик привратника.
Отдельно стоит выделить садовые причуды — постройки без прикладного назначения, которые служили для развлечения и свидетельствовали об обеспеченности владельца усадьбы.
Въездные арки и башни уже давно не несли защитной функции, а скорее формировали определенное настроение и обозначали парадный вход.
Руина — развалины какого-либо сооружения, которые нередко возводили искусственно. Важная черта — несимметричная форма.
Грот — парковое сооружение, имитирующее естественную пещеру и обильно украшенное узорами из камней, ракушек и зеркал. Предшественниками гротов были нимфеи — влажные тенистые укрытия, где преподносили дары нимфам. Сейчас гроты — архитектурная причуда.
Музеи под открытым небом
В парках крупных усадеб были многочисленные «ловушки» для глаз. Это могли быть колоннады — расположенные в один ряд через равные промежутки колонны. Но чаще в садах ставили обелиски — каменные, установленные на постамент, столбы конической формы. Обычно обелиски ставили в честь какого-то памятного события (например, обелиск Петру I в усадьбе Кузьминки). В этом качестве обелиски соперничали с другим видом столпообразных памятников: монументами-колоннами. Также в качестве памятного знака в парках ставили стелы — каменные, мраморные, гранитные плиты или столбы с высеченными на них текстами или изображениями.
В архитектурном плане памятники организуют пространство и нередко выполняют роль визуального центра, но настоящим украшением парка становятся статуи и скульптуры. Они могут быть выполнены из мрамора, камня, бронзы, свинца или дерева, копировать известные произведения искусства, изображать героев прошлого или быть самостоятельной творческой работой. В любом случае именно скульптура превращает усадьбу и ее парк в музей под открытым небом.
Конечно, усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделяли особое место в усадебном хозяйстве, и хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. А еще у каждого владельца усадьбы была своя маленькая гордость — первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде.
Но после крестьянской реформы 1861 года, когда сельское хозяйство перестало быть простым взиманием оброка, а потребовало грамотного коммерческого руководства, многие владельцы усадеб не смогли справиться с новыми условиями экономического быта. Это стало причиной утраты или реконструкции таких усадебных комплексов, как Алтуфьево, Воронцово, Михалково. Старые усадьбы попадали в руки выходцев из самых разнообразных общественных слоев (крестьян, духовенства, почетных граждан, заводчиков, фабрикантов), и все в них менялось. Особенно остро кризис усадебного хозяйства проявился в период Первой Мировой войны — сказывалось не только резкое сокращение количества рабочих рук, но и превращение многих усадеб в госпитали (например, роль лазарета играли Черемушки и Кузьминки).
А после революции усадьбы прекратили свое существование. В большинстве из них расположились различные учреждения — больницы, дома отдыха, школы, санатории, научно-исследовательские институты. В результате сохранилась лишь малая часть российского усадебного наследия. И еще в меньшей из них открыты парки и музеи, доступные для посещения.