Любовь и театр — вот два слова, которыми можно описать историю этой усадьбы.
Все, кому Иван IV дарил Останкино, попадали в опалу. Лишь у князей Черкасских имение задержалось почти на 2 столетия.
Расцвет Останкино связан с именем графа Н.П. Шереметева. Усадьбу получил его отец в качестве приданного после свадьбы на дочери Тобольского губернатора А.М. Черкасского Варваре. А Николай Петрович решил построить дворец-театр. Так и появился в 1799 году Останкинский дворец в стиле раннего классицизма. Руку к нему приложили Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези.
Этот деревянный дворец впечатляет гармонией линий (материал выбрали из-за его акустических свойств). Но еще большую художественную ценность имеет внутреннее убранство, созданное руками крепостных. Здесь много резных деревянных украшений на дверях, окнах, вазах, люстрах и канделябрах. Все они позолочены и кажутся сделанными из бронзы.
Очарованные гости проходили через итальянский павильон с картинной галереей и через египетский зал приемов. Театральность ощущалась даже в оформлении главного входа, окруженного флигелями и кулисами. Прибавим к этому расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель по образцам из Франции и Италии, богатство лепнины и позолоты выписанных из Европы скульптур и ваз, парк с каскадом семи прудов, и становится понятно, почему современники называли Останкинский дворец одной из арабских ночей.
На спектаклях играл один из первых в России полных симфонических оркестров. Сцена театра была оснащена лучшей в то время машинерией: она могла быстро трансформироваться в зал с двумя рядами колонн, готовый к проведению бала.
В труппе крепостных артистов Шереметева оказалась Параша Ковалева — Прасковья Жемчугова. Николай Петрович влюбился в нее без памяти. История любви была счастливой, но короткой.
Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба — Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота. Они заставили «попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою». Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла, будучи совсем молодой, вскоре после рождения сына, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве — странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой.
В Останкино Шереметьев больше не вернулся, к театру охладел, а труппу распустил. А потом еще и наполеоновская армия разорила усадьбу. На восстановление ушло 6 лет.
В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино устроили временную резиденцию нового императора. Он вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В то время внутренняя планировка усадьбы сильно изменилась, и именно она дошла до наших дней.
Память о Прасковье Жемчуговой сохранилась в московской топонимии: в 1922 году в Останкине появилась Прасковьина улица, а в 1970 одну из аллей в Кускове назвали аллеей Жемчуговой.
Увековечили на карте Останкина и имя крепостного архитектора Аргунова: в 1966 году 1-й Новоостанкинский проезд переименовали в Аргуновскую улицу. А недалеко от Останкинского дворца проходит Шереметевская улица.
...в советское время в Египетском павильоне проходила выставка «От буржуазных огородов к колхозным садам», и в центре комнаты стоял трактор. Его колесо до сих пор хранится в запасниках музея.
...у Шереметьева был такой порядок: забывать платок у крепостных девушек. Ночью Николай Петрович обычно навещал счастливицу, возвращаясь за платочком. Так однажды очередь дошла до 13-тилетней обладательницы необыкновенного голоса Параши Жемчуговой, дочери кузница Ковалева.
...в Останкино Александр II подписал указ об отмене крепостного права, и еще долго во дворце хранилась та самая чернильница императора.
...когда в 1797 году Павел I подъезжал к густой роще, окружавшей Останкино, деревья разом упали и открыли вид на дом. Устроено это было просто: у заранее подпиленных деревьев стояли люди, которые по сигналу повалили их. Затея Павлу понравилась.