Этот храм — настоящая реклама изразцового искусства. Даже стиль, в котором он построен, называется «дивное узорочье». А главная святыня церкви — икона Божией Матери «Троеручица» — размещается снаружи в изразцовом киоте на западной стене.
Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В ее оформлении участвовал живший неподалеку мастер Степан Полубес. Его изделия стали своеобразной рекламой гончарной слободы. Полихромные изразцы украшают придел церкви и трапезную. На северном фасаде они создают широкий фриз, а южная сторона храма украшена небольшими вставками.
Это неслучайно, ведь изразцовое искусство и секрет изготовления непрозрачных глазурей (эмалей) в Россию принесли в конце XV века белорусские мастера, бежавшие в Москву от польских и литовских угнетателей. Тогда в декоре и стали использовать керамические плиты с рельефным узором. А о том, как развивалось русское изразцовое искусство, можно узнать в музее Мостовой башни на Измайловском острове.
В России есть несколько списков с образа Троеручицы. Некоторые из них также считаются чудотворными. А в 1661 году один список прислали из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и выставили в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 с него сняли другой список, который хранится в храме Успения Богородицы в Гончарах.
Сейчас для облегчения доступа к иконе на наружной западной стене храма в изразцовом киоте размещается еще один ее список. Также здесь с 1985 года находится Болгарское подворье, и в церкви можно приобрести альбом Патриарха Болгарского Неофита.
...заступничество чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица» спасло Успенский храм от закрытия в советское время и позволило ему сохранить все колокола.