Эта церковь необычна и по архитектуре, и по живописи. Светлая и просторная, она напоминает католический храм.
В 1683-1685 годах на месте деревянной церкви поставили каменный храм в честь Преображения Господня. Там в 1688 разместили чудотворную икону Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая, по легенде, исцелила сестру патриарха Иоакима. И в начале XVIII века в честь нее освятили придел. С этого момента в сознании москвичей храм Преображения Господня превратился в Скорбященский.
В 1770 году на пожертвования жившего напротив купца Долгова Скорбященский придел переделали. А в 1792 Баженов по его заказу пристроил к храму трапезную и колокольню.
Архитектору удалось стилистически объединить разновременные постройки. Внутри основной объем церкви от трапезной отделила стеклянная перегородка, на которой висела картина Яна Мостарта «Се человек» (ее авторство ошибочно приписывали Альбрехту Дюреру). Уникальный случай: картина в храме почиталась как икона. А стены церкви украшали панно в западноевропейской манере.
Из-за необычной архитектуры храм иконы «Всех скорбящих Радость» нещадно критиковали, а Осипа Бове обвиняли в излишнем подражании Западу.
Почему же … мы так равнодушно, более с осуждением относились к красивым Мадоннам… и их искусственным позам в церкви «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке? … А теперь эта церковь мне нравится своей стильностью, красотой, величавостью. Теперь я могу уже видеть в ней отражение целой эпохи, чуждой нам по духу, но привлекающей нас своей цельностью, определенностью. Тогда формы Empire еще тяготили; к ним нельзя было отнестись справедливо и беспристрастно, потому что они стояли еще слишком близко, еще угрожали свободе новых веяний в искусстве…
…Тете не молилось хорошо в этом торжественном, слишком светлом и парадном храме. Для нее и образов в нем было мало. Действительно, выделялись только иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Варлаамия Хутынского, к которым надо было подходить по ступенькам красивой мраморной лестницы, да еще большая икона Казанской Божией Матери…
Тех безвкусных изображений, которыми церковь увешана теперь, тогда не было. На четырехугольных колоннах висели картины, писанные «итальянской» манерой. Эти картины встречали осуждение как со стороны тети, так и Анны Мартыновны. Тетя не видела в них икон… И я холодно и ожесточенно гляжу на нежную Мадонну, склонившуюся над Младенцем, критически говорю себе, что Моисей, спускающийся с горы Синай со скрижалями в руках, должен быть иной. Холодом веяло от этой картины, а лучи, испускаемые лицом Моисея, напоминали опять-таки рога и, признаюсь, безотчетно пугали.
В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из Скорбященской церкви вынесли украшения и утварь — более 65 килограмм золота и серебра. Картину Мостарта тогда передали в ГМИИ имени Пушкина на Волхонке. А в 1933 храм закрыли. С него сняли колокола, но внутреннее убранство сохранилось.
В 1941-1945 годах в церкви иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» располагались запасники Третьяковской галереи. А с 1948 храм вновь открыт для богослужений. Так, в 1966 году там отпевали Анну Ахматову.
Вскоре благодаря регенту Н.В. Матвееву храм на Большой Ордынке стал своего рода культурным центром. Он собрал прекрасный хор, с которым устраивал «тематические вечера». Например, в дни рождения Чайковского и Рахманинова в церкви исполняли литургии исключительно этих авторов. Поэтому на службу в храм иконы «Всех скорбящих Радость» москвичи ходили как на концерт.
Сейчас церковь восстановлена. Не все удалось сохранить. Например, еще в 1950-х сломали стеклянную перегородку между ротондой и трапезной. Но сохранились иконостас в виде триумфальной арки, огромная розетка чугунного пола и необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил. Поэтому, чтобы поставить свечу, надо взобраться на лесенку.
Путеводитель по архитектурным стилям...в 1688 году жила на Ордынке глубоко верующая Евфимия. У нее в боку была незаживающая рана. Долго молила она Богородицу об исцелении, и однажды услышала голос, который сказал ей пригласить для молебна священника из церкви Преображения с образом «Всех скорбящих Радость». Евфимия так и сделала, и после обряда исцелилась. А чудотворная икона прославилась на всю Россию.
...по велению сестры Петра I Натальи Алексеевны в 1711 году со Скорбященской иконы сделали список и поместили его в дворцовой церкви Воскресения Христова на Шпалерной улице в Петербурге. Но злые языки стали говорить, что царевна подменила подлинную икону списком.