В XVI веке в окрестностях современного Курского вокзала еще шумел сосновый лес, а в XIX веке эта местность была глухой и опасной.
Это небольшое деревянное здание называлось Нижегородским вокзалом и числилось временным. Учредители пытались добиться от властей места поближе к центру города, поэтому на постройку выделили минимум средств.
С началом движения в 1865 году проблема расширения или переноса здания вокзала встала остро. Денег не было, поэтому пришлось увеличить Нижегородский вокзал двумя пристройками.
Наконец, в конце XIX века Нижегородский вокзал объединили с новым Курским вокзалом, который к тому времени уже строили на Садовом кольце. Изящное здание с белыми колоннами возвели в 1896 году по проекту архитектора Орлова. После этого Нижегородский вокзал закрыли для приема пассажиров, хотя он продолжал действовать как грузовой. А его здание использовали под различные станционные надобности. Сейчас на месте вокзала, депо и путей — жилые кварталы.
В 1938 году Курский вокзал реконструировали по проекту Г.И. Волошинова, а в 1972 построили новое здание, сохранив старое. Но новые стеклянные конструкции закрыли оригинальный фасад здания Курского вокзала.
...после публикации в 1877 году «Анны Карениной» Льва Толстого сентиментальные барышни начали паломничество к месту гибели Карениной. С Курского вокзала они отправлялись на станцию «Обираловка», где, по книге, Анна бросилась под поезд. По дороге они расспрашивали сотрудников железной дороги о подробностях: в каком купе ехала мадам Каренина, как она выглядела. Те плели небылицы и требовали деньги «за справку». А особенно ушлые смотрители на кладбище в «Обираловке» показывали экскурсантам крест «на могиле» Анны Карениной.