Малоизвестные московские вокзалы: секретные и заброшенные станции, нереализованные проекты

Малоизвестные московские вокзалы

»

Секретные и заброшенные станции, нереализованные проекты

Сейчас в Москве действует 9 железнодорожных вокзалов. В планах еще три — Евровокзал, вокзала возле станции Каланчевская и вокзал на площади Ильича. Много раз говорили о возможном закрытии Рижского и Савеловского вокзалов, но они продолжают принимать поезда. Но мало кто знает, что в городе есть еще несколько станций.

Правительственный («Брежневский») вокзал использовали для приема, отправки и обслуживания специальных поездов руководства СССР, КНДР, России.

Этот вокзал построили в 1974 году в районе Пантелеевской улицы между платформами Каланчевская и Ржевская Алексеевской соединительной ветви.

В приписке вагонного участка есть спецвагоны, вагоны-салоны, вагоны для перевозки золота, вагон-церковь, раритетные старинные вагоны отечественного и иностранного производства. Сам вокзал — это перрон на 2 пути и здание с залом ожидания и буфетом.

Уже стал историей Нижегородский вокзал, который открыли за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала в 1861 году.

Это был начальный период строительства дороги между Москвой и Нижним Новгородом. Этот вокзал стал вторым в Москве. Но М.Ю. Арнольд построил неказистое деревянное здание. Поэтому его нещадно критиковали.

Пассажиры были разочарованы видом вокзала. Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге.

А Е.А. Салиас отмечал, что нижегородская дорога может служить образцом другим дорогам, кроме деревянного сарая на станции. Но изображений этого вокзала не осталось: его считали временным и в 1950-х уничтожили.

В 1896 году в Москве для приема и отправки правительственных поездов построили Императорский специальный вокзал.

Первым поездом должен был стать поезд императора Николая II, направляющегося на коронацию. Из-за особого предназначения вокзала здание построили по проекту Г. Войневича из красивого облицовочного кирпича и украсили декоративным камнем. Крышу венчали купол и башня со шпилем, а внутреннее убранство было необыкновенно пышным. Даже перрон накрывала изящная резная крыша. А вокруг вокзала устроили площадь и сквер.

Но планы изменились — коронационный поезд из Петербурга прибыл на Белорусский (тогда Брестский) вокзал. Позже императорские поезда все-таки использовали этот спецвокзал, но нечасто. И не всегда его использовали по прямому назначению — например, после революции в здании вокзала размещался райсовет. А некоторое время спустя спецвокзал стал обычной пассажирской железнодорожной станцией для пригородных поездов.

А возле Кремля и Красной площади планировали построить Центральный вокзал для связи с железнодорожными линиями всех направлений от Москвы. Но планы остались только на бумаге.

Вокзалы Москвы

Говорят, что...

...в русский язык слово «воксал» вошло в первой половине XIX века и обозначало парк с ресторанами и гуляниями. Например, Мельхиор Гроги в 1772 году открыл воксал в усадьбе Нескучное, а князь Урусов и антрепренер Медокс летом 1776 устроили воксал в доме Строганова.
Но почему вокзалами стали называть железнодорожные станции? В этом виновата английская местность Vauxhall. Британские источники рассказывают, что когда российские инженеры приехали в Англию изучать железные дороги, они посетили вокзал Vauxhall и приняли название местности на табличке за название самого здания. После этого «вокзал» стало обозначать в России большое капитальное строение на железной дороге, а небольшие остановки по ямщической традиции так и остались станциями.
Подобная история произошла и со словом «метрополитен». Первый метрополитен в мире строила в Лондоне компания Metropolitain Railway, («Железные дороги Метрополии»). В Лондоне слово не прижилось — там метро официально называют Underground («подземка») или Tube («труба»), а в других странах распространилось
.
Рейтинг


В этом разделе