🚆Казанский вокзал: история и фото
»»

Казанский вокзал

Под защитой Зиланта

ext-image
Адрес
Комсомольская площадь, дом 2
ext-image
Год постройки
1913-1940
ext-image
Архитектор
А.В. Щусев
ext-image
Стиль
псевдорусский
ext-image
Официальный сайт
kazansky.dzvr.ru

Казанский вокзал построили в 1862-1864 годах для Рязанской железной дороги. Сначала пути тянули английские инженеры, поэтому здесь сохранился единственный в России участок с левосторонним движением поездов.

Казанский вокзал, фото 2018 года

Первый участок Рязанской железной дороги (до Коломны) открыли 20 июля 1862 года.

Малоизвестные московские вокзалы

Газеты писали, что вокзалов на станциях нет, а пассажиры жаловались, что платформы не готовы, и из поездов приходится выпрыгивать.

Первое одноэтажное здание Казанского вокзала с башенкой в центре построили по проекту М.Ю. Левестама. Вскоре оно стало тесным. Поэтому в 1913 году начали строить новое здание по проекту А.В. Щусева.

Новый Казанский вокзал, сооружаемый по проекту и под наблюдением А.В. Щусева, будет грандиозным сооружением, выходя фасадами на Каланчевскую площадь, Рязанский проезд и Рязанскую улицу. Общий объем всего помещения составит 60 тыс. куб. сажен. Постройка вокзала с полным его оборудованием исчислена по смете в 7 млн. Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, будет увенчан башней — башней княжны Сююмбике в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком, тут же под башней — громадные часы. Обширный вестибюль будет отделан с роскошью, стены украсят панно работы Н.К. Рериха, изображающие битву с татарами при Керженце и покорение Казани. Пол в вестибюле из черного и красного порфира. Расположенный рядом с перронным залом зал ожидающих 8-мигранной формы, со звездчатым сводчатым куполом, просветы которого будут расписаны в восточном вкусе. Из вестибюля и перронного зала выходы ведут в громадный зал-ресторан I и II кл. Он будет обставлен в стиле Петровской эпохи. Стены затянуты зелеными с розовым шпалерами. Деревянный резной плафон будет изображать в аллегорическом виде города и народности тех губерний, с которыми соприкасается линия Московско-Казанской железной дороги. Особый вестибюль для прибывающих пассажиров, отделенный от зала-ресторана служебными помещениями, выводит с платформы приходящих поездов прямо на Рязанский проезд. Правая часть здания вокзала по Каланчевской площади отводится под багажный зал и зал III кл. Вход в багажный зал расположен вблизи центрального входа и будет украшен гербами Москвы, Рязани и Казани. Для пассажиров IV кл. и воинских команд отводится особое помещение. Центральную часть вокзала займут 6 крытых платформ, длиной по 80 саж., с 12-ю подъездными к ним путями.

Здание Казанского вокзала завершили в 1940 году, так как из-за отсутствия рабочих рук работы несколько раз останавливались.

Путеводитель по архитектурным стилям

Щусев пошел на смелый ход и перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади. Мотивы декора портала арочного проема башни вокзала он позаимствовал у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани. Фасад здания украсили часы со знаками зодиака на циферблате по рисункам Щусева, а башня Казанского вокзала, высотой 73 метра, стилизована под башню Сююмбике Казанского Кремля. Венчает ее шпиль с драконом Зилантом с древнего герба Казани.

Перед войной здание Казанского вокзала решили сделать роскошным и облицевали ценным уральским мрамором. Отделку интерьеров вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е.Е. Лансере. Кстати, в строках Кончился коньяк — не пропадем, — съездим к трем вокзалам и возьмем Высоцкий говорит о ресторане на Казанском вокзале, потому что он закрывался позже других.

А осенью 1941 года взрыв фугасной бомбы повредил колокола на часах работы В. Пушкарева. До 1970-х годов они молчали, а потом колокол вернули.

Рязанский вокзал

Казанский вокзал занимал в жизни Москвы особую роль.

Здесь часто балагурил Есенин, собираясь домой в Константиново. А однажды сам был провожающим, когда Айседора Дункан отправилась на гастроли на Кавказ. На Казанском вокзале Ленин и Крупская встречали гроб с умершей в Нальчике Инессой Арманд.

Отсюда же отправились на историческую «смычку» Остап Бендер и другие герои «Золотого Теленка». А Ильф и Петров и вовсе уверяли, что часы на Казанском вокзале отстают минут на 10, а в его ресторане поместится весь Ярославский вокзал.

После недавней реконструкции Казанский вокзал преобразился. К старому зданию со стороны Рязанского проезда и Новорязанской улицы пристроили новое по проекту В.М. Батырева, над железнодорожными путями появилось застекленное покрытие площадью более 19 000 м2. Оно опирается лишь на 8 опор.

Казанский вокзал на фотографиях разных лет:

  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал, фото 2014 года
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал
  • Казанский вокзал
А что о Казанском вокзале можете рассказать вы?
/ Просмотров: 32054 /
Метки: ЦАОКрасносельский районВокзалы Москвыметро КомсомольскаяXX векПсевдорусскийАлексей ЩусевГастрономическая МоскваМосква ЕсенинаПо следам литературных героевНеобычные часы в МосквеВосточный стильДорожная МоскваМосква Ильфа и ПетроваВеликая Отечественная войнаМосква глазами инженера
Рейтинг