Развенчиваем мифы о московском метро
Загадочные подземелья Метро еще не изучены до конца. А еще многое скрыто для простых смертных. Поэтому московское метро окружает множество мифов. Мы выбрали самые популярные и рассказываем, что из этого правда, а что нет.
Как появилась кольцевая ветка
Миф
Иосиф Сталин во время доклада о строительстве метро случайно поставил чашку с кофе на схему станций. На проекте осталось коричневое пятно от дна чашки как раз на уровне центра города — так в метро появилось кольцо.
На самом деле
Но все это миф. А на самом деле кольцевую ветку решили строить уже после завершения первой очереди — в 1943 году. К 1954 кольцо сомкнулось двенадцатой станцией. И теперь астрологи уверяют, что каждая станция соответствует одному из знаков зодиака: Проспект Мира — Водолей, Комсомольская — Рыбы. Овен — Курская, Таганская — Тельцы, Павелецкая — Близнецы, Краснопресненская — Скорпион, Белорусская — Стрелец, Добрынинская — Рак, Октябрьская — Лев, Парк культуры — Дева, Киевская — Весы и Новослободская — Козерог.
Станции-призраки
Миф
В столичной подземке сохранились готовые станции, на которых не бывает пассажиров. При их строительстве погибло много рабочих и заключенных, а их останки замуровывали прямо в стены метро. Поэтому поезда здесь не останавливаются.
На самом деле
Так называемые станции-призраки — это станции, которые либо не достроили, либо закрыли за ненадобностью.
Самая известная — наземная Первомайская. Ее изначально строили как временную. Первомайская была конечной станцией Арбатско-Покровской линии в 1954–1961 годах. Ее вестибюль с выходом к Первомайской улице и 1-й Парковой улице сохранился, но его занимает цех подъемочного ремонта Измайловского депо с актовым залом.
Долгое время была «призраком» станция «Спартак». Ее запланировали как «Аэрополе» в 1967 году. Тогда на месте аэродрома в Тушино хотели построить жилой район. В планах 1970 и 1973 годов станцию называли уже «Волоколамской», и строительство шло полным ходом. Но в 1975 году планы изменились, и так и не завершенную станцию законсервировали. Она долго стояла необлицованной, хотя Наталья Алешина подготовила проект художественного оформления станции. В 1980-90-х «Волоколамскую» использовали как склад.
За это время она обросла легендами о загадочном шаре, который нельзя было сдвинуть, и о пропавших метростроевцах. Но все было прозаично и просто — Ходынское поле надолго превратилось в пустырь, и строительство станции здесь было экономически нецелесообразным. Лишь в 2014 году станцию открыли уже под именем «Спартак».
Еще один знаменитый «призрак» — станция «Советская». Она была в первоначальном проекте второй очереди Московского метрополитена, но в 1934 году от этой идеи отказались. Причина проста — станцию в намеченном месте было очень сложно разместить из-за зыбких грунтов и плотной исторической застройки в центре Москвы.
Но это лишь подлило масла в огонь! Диггеры утверждают, что станцию все же построили, но как секретный бункер штаба Гражданской обороны Москвы. Они уверяют, что с перегона Тверская»-«Театральная» на «Советскую» можно попасть через две сбойки справа по 2-му пути в сторону «Театральной» перед правой кривой. Они же стали авторами легенд, что до 1941 года на «Советской» пытали «врагов народа», а сейчас там подземная тюрьма для инакомыслящих.
По сути, все станции-призраки — недострои. Это например «Троице-Лыково». Для нее построили лишь небольшую платформу длиной менее вагона и несколько технических помещений. Станцию используют для служебных нужд, поэтому на ней постоянно работает персонал: для посадки и высадки сотрудников в графике движения поездов предусмотрены остановки, а входят и выходят люди через кабину машиниста.
«Призраков»-недостроев в Московском метро немало — «Хмельницкая» (Маросейка, Ильинские ворота), «Покровские ворота», техническая «Тоннельная» (у нее даже есть собственный выход на поверхность — аварийный) недостроенная «Минская» на Арбатско-Покровской линии, «Дорогомиловская» на Филевской линии, «Ульяновская (Золоторожская)», «Площадь Суворова» и «Российская» на кольцевой линии, также задел под станцию «Якиманка» на Калужско-Рижской ждет своего часа уже почти полвека.
Станция «Физтех»
Миф
На севере «серой» ветки метро в середине 1990-х начали строить станция «Физтех» — следующюь после «Алтуфьевской».
На самом деле
Эта станция «родилась» 1 апреля 1996 года, когда студенты МФТИ напечатали наклейки со станцией «Физтех» в конце «серой» ветки и подклеили их к картам метро. Народ переполошился, так как о строительстве такой станции никто не знал. Руководство метрополитена информацию опровергло, но «Физтех» начал кочевать по справочникам со схемами метро и материалом журналистов, которые поленились проверить данные.
Поезда-призраки
Миф
Каждый месяц перед самым закрытием метро из ниоткуда появляется советский пассажирский состав с машинистом в старой форме. Поезд, останавливаясь на каждой станции и даже открывает двери. Тех, кто зашел в этот поезд-призрак, больше никто не видел. А иногда после полуночи на Кольцевой линии можно увидеть пустой поезд. Он тоже останавливается на каждой станции, но двери не открывает, потому что везет души погибших метростроевцев.
На самом деле
Все эти загадочные поезда — просто технические составы, которые перевозят работников метрополитена.
Черный машинист
Миф
В 1980-х на Калужско-Рижской ветке сошел с рельсов поезд. Состав загорелся, и машинист бросился спасать пассажиров. Он вытащил из огня всех, но сам страшно обгорел и умер в больнице. Начальство метро обвинило погибшего в халатности, и теперь призрак черного машиниста бродит по метро и ищет возмездия.
На самом деле
Никакого пожара в 1980-х не было. Но черный машинист все-таки существует — во плоти и крови. Это один из работников Варшавского электродепо, эфиоп Ильма Тебеко. Говорят, темнокожий эмигрант приехал в Москву учиться на летчика, но не сложилось, и тогда он нашел свое призвание в метро.
Метро-2
Миф
Ниже уровня обычного метро, на глубине от 50 до 120 метров, проходит засекреченная система тоннелей. Она известна как «метро-2» или Д6. Используют ее для передвижения и эвакуации первых лиц государства. Но это не мешает диггерам исследовать тайные линии, поэтому в интернете даже можно найти его схему. Например, одна из «веток» ведет во Внуково и проходит через бункер в Раменках (за библиотекой МГУ).
На самом деле
Метро само по себе — стратегический объект, который во время войны может укрыть много тысяч жителей. Для этого станции еще с советских времен снабжены системой гидрозатворов, фильтрации и изоляции воздуха, есть туалеты и спальные места.
Это делает существование секретных линий бессмысленными. А все «ходы» в «Метро-2» на поверку оказываются техническими путями. Например, при движении в сторону «Арбатской» можно увидеть двухпутный тоннель к станции Александровский сад». Эта ветка не ведет к «Метро-2», а остаток от старого пути, по которому поезда ходили до разрушения «Арбатской» и «Смоленской» станций во время войны. А загадочные двери и лестницы на станциях чаще всего ведут в служебные помещения, реже являются заделами нереализованных проектов метростроя.
Третий путь в середине станции «Партизанская»
Миф
Третий путь на «Партизанской» и «Полежаевской» ведет в «Метро-2».
На самом деле
Это остатки неосуществленных замыслов. В районе нынешней «Партизанской» планировали построить огромный стадион, и третий путь предполагали использовать, чтобы не было давки во время крупных событий. Но стадион не построили, а путь остался. Также от «Полежаевской» планировали строить ветку в Серебряный Бор и Строгино.
Есть и еще одна станция с тремя путями и двумя платформами — «Александровский сад». Не удивительно, что это стало поводом еще раз вспомнить о «Метро-2». Но на самом деле станция «Коминтерн» (это было ее первое название) сначала соединялась напрямую с нынешним «Охотным рядом», но со временем схему движения изменили, появились новые ветки, и теперь старые пути используют в служебных целях.
Гигантские крысы
Миф
Метро наполняют гигантские крысы. В холке они достигают размеров средней собаки. Эти крысы перегрызают кабели и нападают на путевых обходчиков.
На самом деле
Живые существа в подземельях метро — большая редкость: трудно выжить в сырой и холодной среде, где нет еды. Поэтому крыс здесь почти нет. НО иногда здесь можно увидеть потерявшихся во время перевозки собак. Их-то и принимают за крыс.
Дом под землей
Миф
При строительстве стации «Боровицкая» рабочие наткнулись на кирпичный дом. Причем у здания уцелели не только стены и окна, но даже мебель и посуда. Этот дом затащило в подземелье проклятье, поэтому все, кто зашел внутрь, сошли с ума.
На самом деле
Здание оказалось под землей из-за природного катаклизма — под домом образовалась пустота, и через некоторое время земля провалилась вместе с постройкой.
Эскалатор-убийца
Миф
Неработающий подъемник на «Воробьевых горах» отключили из-за того, как он «сошел с ума» и начал срываться вниз с огромной скоростью, убивая и калеча пассажиров.
На самом деле
Никаких несчастных случаев на «Воробьевых горах» не было. Просто Лужнецкий метромост, на котором она стоит, строили в спешке. А так как работы шли зимой, в бетон добавляли соль, чтобы он не замерзал. Поэтому уже через год мост растрескался, а еще год спустя в вестибюле обрушился алюминиевый карниз. В 1963 году мост и станцию пришлось закрыть на 19 лет. После реконструкции дорогостоящий эскалатор, поднимающий пассажиров на улицу Косыгина, восстанавливать не стали.
Дирижабль на Маяковской
Миф
В оформлении станции «Маяковская» есть фрагменты настоящего цельнометаллического «дирижабля Циолковского».
На самом деле
Колонны зала «Маяковской» украсили листы гофрированной стали. Но их специально для метро изготовили в 1938 году на «Дирижабльстрое». На этом же оборудовании делали ребра жесткости «дирижабля Циолковского», но другого оборудования для такой работы просто не было.