В этом музее одно из самых крупных в России художественных собраний зарубежного искусства — коллекция насчитывает 700 000 экспонатов. Каждый год музей посещает более миллиона человек.
В результате длительной борьбы Московскому университету удалось получить эту землю для постройки музея Изящных Искусств. Этим мы обязаны профессору Ивану Цветаеву (отцу поэтессы). Он понимал, что у студентов нет средств ездить в Европу для изучения произведений классического искусства. Поэтому профессор решил создать учебный музей, где были бы собраны копии самых значительных произведений мировой скульптуры.
Здание заложили в 1898 году. Строительство шло 12 лет с перерывами. Лучшие материалы доставляли не только из России, но также из Финляндии, Швеции, Польши, Италии, Венгрии.
Музей строили по последнему слову инженерной мысли: стеклянная крыша по проекту Владимира Шухова пропускала достаточно света в залах второго этажа, в здании устроили систему вентиляции и провели электричество. Работы шли под непосредственным наблюдением Цветаева, который требовал точного воспроизведения деталей греческой архитектуры. К отделке залов привлекали известных художников, а Цветаев лично выбирал материал и экспонаты.
Но музея изобразительных искусств не было бы без помощи многочисленных жертвователей, великого князя Сергея Александровича и поддержки мецената Ю.С. Нечаева-Мальцева (владельца хрустального завода в Гусь-Хрустальном). Только на облицовку здания «хрустальный король» пожертвовал 300 000 рублей, а всего передал художественному музею около 2,5 миллионов рублей, тогда как казна выделила лишь 200 000 рублей. Постепенно партнерство переросло в дружбу, и в обществе создателя музея и его главного мецената называли под одной фамилией — Цветаев-Мальцев. Но, давая огромные средства, Нечаев-Мальцев не всегда одобрял траты.
Вы сетуете на меня за сделанные приобретения памятников искусств для музея. В свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей Европе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музея. Бог знает кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно для нашего учреждения. Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей.
Строительство музея изящных искусств выпало на сложное время для его создателя: пожар в 1904 году, революция в 1905, смерть жены в 1906. И все же 31 мая 1912 года музей открылся. Через год Цветаев скончался от сердечного приступа, а через 40 дней умер Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Справедливо было бы дать музею изобразительных искусств имя Ивана Цветаева, ведь он всю жизнь посвятил его созданию (даже в семье о музее говорили как о младшем брате). Но музей изящных искусств получил имя Александра III. А в 1937 году его переименовали в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, хотя поэт не имеет отношения ни к музею, ни к его коллекциям.
На наружном портике находится фриз скульптора Г.Р. Залемана «Олимпийские игры», за колоннадой — фриз «Панафинейская процессия», повторяющий фриз Парфенона. «Итальянский дворик», где стоит статуя Давида, скопирован с дворика палаццо Барджелло во Флоренции, в Белом зале воспроизведен фриз балюстрады храма Ники Аптерос в Афинах, а пол сделан по образу пола церкви S. Paolo fuori le mura в Риме.
В советское время Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина многократно увеличил свои коллекции и стал музеем мирового значения. Тогда же сюда попал уникальный клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом при раскопках древней Трои. Золото считали утерянным, но на самом деле его после Второй Мировой войны вывезли из Германии в Советский союз и в строжайшей секретности хранили в запасниках музея. Только в 1993 официально объявили, что сокровища находятся в Москве, а с 1996 года легендарный клад начали выставлять в Пушкинском музее.
Легко представить, насколько ценны экспонаты музея: египетские статуэтки, фаюмские портреты, западноевропейская живопись, импрессионисты, голландцы, фламандцы. Поэтому с 1941 по 1944 год музейные фонды находились в эвакуации в Новосибирске и Соликамске. Правда, после этого экспозиция еще 3 года стояла под открытым небом, так как бомбежкой разбило часть стекол перекрытий. До сих пор в верхней части западного фасада музея можно увидеть выбоины от осколков немецких бомб.
В 1987 году Пушкинский музей получил здание №14 для экспонирования личных коллекций. Инициатива создания этого музея принадлежит исследователю истории русской культуры И.С. Зильберштейну. Он лично собрал более 2 300 произведений искусства Западной Европы и России. Ранее на этом месте стояла гостиница «Княжий двор» (построена в 1892 году архитектором В.Г. Залесским).
Из задуманного «музейного городка» пока введены в строй 2 здания: в 1994 году — бывшая усадьба Голицыных (здесь выставляют импрессионистов), в 2006 — Музей личных коллекций.
С 2009 года над проектом музейного квартала работал известный британский архитектор Норман Фостер. Но в итоге музейный городок построят наши соотечественники — архитектурное бюро «Проект Меганом» Юрия Григоряна.
Квартал в центре Москвы от Волхонки до Большого Знаменского переулка станет первой в России музейной территорией, на которой расположатся несколько постоянных экспозиций, парковая зона (растения выберут так, чтобы они составляли одно целое с экспозициями, например, рядом с галереей искусства стран Европы и Америки появятся кусты с картин Клода Моне и Поля Синьяка) и необходимая инфраструктура.
...в «Княжьем дворе» в 1913 году собрались художники и литераторы, приветствовавшие И.Е. Репина. Художник приехал в Москву после известия, что сумасшедший порезал его картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»..
На создание картины Илью Репина вдохновили несколько событий: убийство царя Александра II от взрыва бомбы и посещение концерта Римского-Корсакова, где исполняли симфоническую сюиту «Антар». Финальным стимулом стало посещение корриды в Испании
Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу... И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену.
...когда звонили колокола по скончавшемуся императору Александру III, отходила и одна московская старушка. Слушая колокола, она сказала: «Хочу, чтоб оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя». С этих старушкиных двадцати тысяч рублей и начался музей изящных искусств.
...на самом деле проводить электричество в Пушкинский музей не планировали, так как считалось, что осматривать скульптуры лучше всего при естественном освещении. Поэтому и появились стеклянные крыши.