Супруги Мария Ермолова и Николай Шубинский въехали сюда в 1889 году. Но брак оказался несчастливым, и чтобы как-то скрасить серые будни Ермолова приказала установить в окна розовые стекла.
Москва преклонялась перед нею от мала до велика. Толпы молодежи ждали ее у театрального подъезда, чтобы уловить ее взгляд. Если она входила в какой-нибудь магазин, приказчики покидали всех остальных покупателей и служили ей, как королеве. Громадной популярностью она пользовалась и среди театральных служащих, прислуги — и это уж не только благодаря своему таланту, а благодаря полному отсутствию надменности, манере обращаться с людьми и своей доброте. Ее обращение со всеми было одинаково — от московского генерал-губернатора до последней театральной сторожихи.
После революции Шубинский эмигрировал, а Ермолова осталась в России и устроила в своем доме лазарет для раненных. В 1920 году Моссовет передал ей это здание в пожизненное владение. Известно, что в старости Мария Ермолова тяжело болела и почти не выходила из дома. Но розовые стекла делали для нее мир за окном ярче.
После смерти актрисы дом превратился в коммунальный муравейник. Лишь в 1970 году в нескольких комнатах устроили дом-музей М.Н. Ермоловой. А сейчас весь особняк принадлежит музею, который открылся в 1986.
...в доме Ермоловой когда-то собиралась масонская ложа, и эти собрания посещал Пьер Безухов. И не важно, что никакого Пьера в действительности не существовало — для романтичных москвичей это не помеха.
...мраморный профиль, которым украшены стены дома, запечатлел саму Ермолову. А в Белом зале Валентин Серов писал портрет актрисы.
...зеркало при входе с секретом — еще при Марии Николаевне всякая входящая дама смотрелась в нем более стройной.
...здесь провела детство актриса и певица Мария Пуаре, автор романса: «Я ехала домой, я думала о вас…».