Ярославский вокзал сначала назывался Троицким, и получил свое современное название в 1870 году. С 1922 по 1955 год он носил имя «Северный вокзал», а с 1955 — снова стал Ярославским. Первый поезд из Москвы в Сергиев Посад отправился 22 июля 1862 года.
Тогда решили все вокзалы разместить в одном месте. Ярославский встал на месте артиллерийского двора конца XVII века. Его построил М.Ю. Левестам в 1862 году. Московский митрополит Филарет, освящая его, сказал, что дорога в Троице-Сергиеву лавру будет вредной в религиозном отношении, потому что в пути богомольцы наслушаются дурных рассказов.
В 1902-1904 годах Ф.О. Шехтель построил новое здание вокзала, втрое больше прежнего. Главный акцент он поставил на входе, напоминающем открытые крепостные ворота в нижнем ярусе башни. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно с растительными орнаментами. А в нише фронтона над входом в вестибюль Ярославского вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трех городов, которые связала железная дорога: Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль.
Именно Ярославский вокзал стал началом самой протяженной ветки — 9 298 км, до Владивостока. Отсюда Антон Чехов отправился в свою знаменитую поездку на Сахалин.
...пригородные электрички и поезда до Сергиева Посада заменили хождение на богомолье. Традиционно путь к Лавре полагалось пройти пешком, но с появлением Ярославского вокзала смысл паломничества изменился. Хотя еще недавно в пригородных электричках можно было увидеть бабушек-богомолиц, которые на предложение сесть отвечали:Не могу! Я к преподобному Сергию иду!
...до освящения вокзала митрополит Филарет не видел ни железной дороги, ни поезда. Поэтому специально для него отцепили паровоз, и он совершил несколько маневров по станции.