👉Типография Сытина: история и фото.
»»

Типография книгоиздателя Сытина

Подчитчик Есенин

ext-image
Адрес
ул. Пятницкая, дом 71-73
ext-image
Год постройки
1903
ext-image
Архитектор
А.Э. Эрихсона, В.Г. Шухов
ext-image
Стиль
эклектика

В доме №71-73 по Пятницкой печатали каждую четвертую книгу в Москве. Это огромное производство было организовано по последнему слову техники, но все изменил 1905 год.

Типография Сытина, фото 2013 года

Комплекс типографии книгоиздателя Сытина построили по проекту А.Э. Эрихсона и В.Г. Шухова в 1903 году на месте владения титулярного советника Николая Островского.

Это производственное здание с фигурными аттиками и полукруглыми окнами — типичный пример производственной архитектуры начала XX века. Но здесь использовали интересный элемент — завершение торцевой стены декоративной парапетной стенкой, которая также препятствовала распространению огня на соседние здания. Саму типографию Сытин создал в 1876 году.

Наша маленькая литография, открытая в 1886 году, росла, как молодое деревцо. Любо было смотреть, когда привезли и поставили первую маленькую машину. А когда машина пошла в ход и заговорила на своем веселом языке, все столпились вокруг и глядели и не могли наглядеться. Мы были, как фокусники в городе: всем было интересно взглянуть, как в этой маленькой мастерской машина фокусы делает и одну за другой печатает картины.
Но через три месяца мы поставили уже вторую машину, такую же веселую да ловкую, а через полгода — и третью…
Дело у нас спорилось и прямо кипело. Заказы были большие — только поспевай готовить, и очень скоро в нашей маленькой мастерской стало нам тесно. Купили мы дом на Пятницкой улице и переехали туда. Все наладили, оборудовали, поставили машины, но прошло немного времени — и опять нам тесно и опять пришлось открывать три маленькие добавочные мастерские… Теперь уже не приходилось вертеть машину руками: уже паровая машина работала. А через три года опять переехали — в наш второй дом и поставили первую ротационную машину… А скоро к ротационной машине добавили еще редкий экземпляр двухкрасочной машины, выписанной из Австрии для печатания отрывного календаря. Так и сдвинулись мы с места… С каждым годом мы все обрастали, и все чаще прибывали из-за границы новые и новые машины. Казалось, конца не будет этим машинам. Уже вокруг них образовался огромный человеческий муравейник, уже рабочие считались тысячами, а машины все прибывали. Уже немыслимо было соединить дело в одном месте, уже работа кипела в трех местах в Москве, а четвертое наладилось в Петербурге… И не какое-нибудь, а целый городок вырос вокруг наших машин.

В 1905 году типография стала одним из центров Декабрьского вооруженного восстания в Москве. Ее работники отпечатали номер «Известий Московского Совета» с призывом начать вооруженное восстание. Главный корпус типографии сожгли, а сам Сытин спасся от ареста и пули в Петербурге. В огне погибло все оборудование и запасы бумаги, но уже через год Сытин восстановил производство.

Здесь поэт Сергей Есенин, живший тогда в Большом Строченовском переулке, в 1913 году работал подчитчиком — помощником корректора. В этом здании он познакомился со своей первой женой — корректором Анной Изрядновой.

Типография книгоиздателя И.Д.Сытина

После революции все предприятия Сытина национализировали, а сам он выполнял работы по поручению правительства — организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией.

В 1928 году Сытину назначили персональную пенсию и выделили двухкомнатную квартиру на Тверской улице. А типографию на Пятницкой переименовали в «Ордена Октябрьской Революции и Ордена Трудового Красного Знамени Первую образцовую типографию им. А.А. Жданова Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР».

Типография книгоиздателя И.Д.Сытина
Говорят, что... ...в 1930-х в бывшую Сытинскую типографию на Пятницкой к своим приятелям зашел старый наборщик. Между прочим он сказал:
— В любой книге при желании можно обнаружить опечатку. Пусть самая незначительная, но она всегда найдется.
— Хорошо, а сколько времени тебе на это потребуется?
— Самое большее — час.
— Давай поспорим на литр водки. Мы тебе дадим книгу, и если ты в течение часа найдешь опечатку, мы тебе ставим литр. Если не найдешь, ты нам ставишь. Идет?
— Идет, — сказал старый наборщик.
Тогда молодые коллеги, посмеиваясь, открыли сейф и вытащили оттуда сверток. Это была уникальная книга — напечатанная в единственном экземпляре золотой краской на лучшей бумаге недавно принятая «сталинская конституция». Предназначался этот уникальный экземпляр для витрины в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Разумеется, там было выверено все до последней запятой. Старый наборщик тщательно вымыл руки, уселся за стол и развернул пергаментную бумагу... И не успели его приятели дойти до двери, как услышали голос старика:
— Постойте, постойте...
И он указал им на титульный лист, где в слове «ГосполиТиздат» вместо первой буквы «т» была напечатана буква «п»... Легко вообразить, что бы произошло, если бы «сталинская конституция» с подобной опечаткой попала на витрину выставки
.
А что о типографии Сытина знаете вы?
/ Просмотров: 8686 /
Метки: ЦАОСадовое кольцоЗамоскворечье районметро НовокузнецкаяНежилые постройкиXX векВладимир ШуховЭклектикаАдольф ЭрихсонМосква ЕсенинаМосква издательскаяулица Пятницкая
Рейтинг
Добавить комментарий
smallimage
Обновить