Савеловский вокзал — самый молодой в Москве. Он единственный в городе обслуживает только пригородные электрички. Но отсюда начался путь главного героя романа «Москва — Петушки». А инициатором строительства вокзала был Савва Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.
Мамонтов понимал, что в первые годы линия не будет прибыльной, но полагал, что она стратегически важна для развития северных областей России. Однако Савеловский вокзал из-за различных проволочек строили долго — с 1897 по 1902 год. Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А.С. Сумароков.
Место для нового вокзала выбрали за пределами Москвы, у Бутырской заставы, так как там земли стоили недорого. А в 1900 Московская городская дума оценила перспективы этого района с появлением вокзала и включила его в состав города. Это тоже притормозило строительство. Тогда Виндаво-Рыбинская железная дорога предложила купить часть путей, но расположить Савеловский вокзал в другом месте. При этом по железной дороге уже было открыто временное движение! Сделка так и не состоялась, а летом 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога перешла в казну. После этого строительство вокзала возобновилось.
10 марта 1902 года Савеловский вокзал (тогда он назывался Бутырский) торжественно открыли. Здание вокзала было одноэтажным, а 2 этажа были лишь в центре, где размещались служебные квартиры.
Например, промышленник Густав Лист поставил здесь завод с расчетом на рабочую силу из пригорода, а домовладельцы в ожидании притока постояльцев построили в округе около 30 новых домов и подняли цены на землю. При этом Савеловский вокзал был довольно тихим.
Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савеловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, работники Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большее расстояние по этой линии — 130 верст.
В 1992 году Савеловский вокзал реконструировали под руководством Я.В. Шамрая. Он стал полностью двухэтажным, и его внутренняя площадь увеличилась в 2,5 раза. Но здание потеряло ряд стилевых особенностей. А несколько лет назад отреставрировали площадь Савеловского вокзала.