Мало кто знает, где находится Павелец. Но этот вокзал часто становился центром событий: отсюда отправлялись те, кто хотел проститься со Львом Толстым, и сюда же привезли гроб с телом Ленина.
Эта крупнейшая частная дорога связывала 12 густонаселенных губерний, но выхода в Москву не имела. Поэтому правление дороги попросила у московских властей разрешение построить ветку Павелец — Москва. В мае 1897 года Николай II дал добро на строительство линии.
Получив землю под станцию, правление дороги обязалось построить над Серпуховским шоссе путепровод, принять участие в реконструкции Малого Краснохолмского моста через Водоотводный канал, и устроить перед пассажирским зданием площадь длиною не менее 70 сажен и шириною не менее 20 сажен.
Строительство линии завершилось на 8,5 месяцев ранее планируемого. Правда, здание Павелецкого вокзала появилось позже. А до 1900 года Рязано-Уральская дорога переводила поезда со станции Загорье (сейчас Бирюлево) на станцию Царицыно и дальше на Курский вокзал.
Павелецкий вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.
Так как новая дорога соединяла Москву с южными губерниями, через Павелецкий вокзал в столицу потекла мука и зерно. Для хлебных грузов также построили грандиозные элеваторы. А на привокзальной площади появились гостиницы, трактиры, магазины, и открылся самый дешевый в Москве рынок — на Зацепе.
По этой дороге дачники отправлялись в Коломенское. Сюда же прибывали поезда Тульского направления. Поэтому именно с Павелецкого вокзала ушел в Ясную Поляну спецпоезд с желающими проститься со Львом Толстым. А 23 января 1924 года сюда прибыл паровоз У-127 с телом Ленина.
Но время не пощадило вокзал: он обветшал и требовал ремонта. После реконструкции Павелецкий вокзал открылся 3 ноября 1987 года. Со стороны площади здание выглядит одноэтажным, но на самом деле там 3 уровня пассажирских помещений, технический этаж и новейшие системы обслуживания.
Еще одна реконструкция в 2011-2012 годах соединила здание Павелецкого вокзала со станцией метро. Реконструкция позволила увеличить пропускную способность вокзала, при этом исторический облик здания с часовой башенкой сохранился.
...под площадью возле Павелецкого вокзала на глубине 40 метров есть заброшенный бункер гражданской обороны.