О необходимости открыть этот университет говорили многие ученые, педагоги и инженеры — П.Н. Лебедев, Ф.Е. Максименко, Л.Д. Проскуряков, С.М. Соловьев, К.Ю. Цеглинский, С.А. Чаплыгин.
Это было второе в России, после Санкт-Петербургского, высшее транспортное учебное заведение. Готовили там инженеров путей сообщения для строительства и эксплуатации железных дорог и водного транспорта. Учебный курс длился 3 года, затем — 2 года практики на строительстве или эксплуатации путей сообщения и защита отчета по ней. Но со временем эту систему признали неэффективной, так как количество учебных дисциплин расширилось и больше не вмещалось в трехлетние рамки.
До 1898 года институт размещался в доме по адресу ул. Тверская д. 14, где позже был Елисеевский магазин», а затем переехал в специально проектированный для ВУЗа комплекс, напоминающий Высшую техническую школу в Берлине — Шарлоттенбург. Для физического кабинета училища приборы заказали за границей, а для химической лаборатории — привезли из Петербурга, Вены и Берлина.
Популярность у вуза была огромной. И это несмотря на то, что жить нужно быль в общежитии и платить за обучение 400 рублей в год. Никаких льгот не было. Также у студенты должны были иметь собственные чертежные инструменты.
В 1913 Московское инженерное училище преобразовали в Московский институт инженеров путей сообщения Императора Николая II, а в 1924 — в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Сокращенно его называли МИИТ, причем это имя сохранили даже после преобразования в 1993 года института в университет.
Сегодня это ведущий политехнический транспортный вуз страны, а в библиотеке МИИТа более 2,5 миллионов изданий, что делает ее одной из крупнейших вузовских библиотек страны. Также в университете работает музей.
...платформа Миитовская названа в честь студентов МИИТа, которые принимали участие в ее строительстве во время практики.
...в советское время МИИТ утратил престиж, и его название стали в шутку расшифровывать как Московский Институт Или Техникум и даже Мы Интенсивно Ищем Третьего.