Движение по Петербургско-Московской железной дороге началось 16 августа 1851 года. В этот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцев Семеновского и Преображенского полков проехали от Петербурга до Москвы. Уже осенью движение стало регулярным, и на двух ее концах разместились абсолютно одинаковые вокзальные здания.
Место для него нашли не сразу. Сначала хотели поставить здание у Тверской заставы или на Трубной площади, но из-за угрозы пожаров от этой идеи отказались. В итоге остановились на пустыре у Каланчевского поля.
Тон предполагал поставить на северной границе площади здание вокзала, украшенное башней с часами и богатым декором, а по бокам поставить жилые дома и таможню. Но проект немного изменили. На первом этаже здания вокзала устроили просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором — служебные квартиры для начальников и специалистов. Внутренняя отделка была великолепной: пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи, камины в ватерклозетах. А отделка императорских покоев была шикарной: генерал Крафт распорядился поставить массивные дубовые двери, а граф Клейнмихель — шкафы с зеркальными стеклами.
В советское время Николаевский вокзал переименовали в Октябрьский. В 1934 году его переоборудовали: расширили билетные кассы, устроили справочное бюро, почту, Телеграф, сберкассу, комнату для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях оборудовали комнату матери и ребенка. В 1937 году у вокзала появилось новое имя — Ленинградский
В 1977 году его еще раз перестроили. Тогда же появились новые здания. В 2009 году пресс-служба РЖД сообщила, что Ленинградскому вокзалу вернут название «Николаевский», но окончательное решение не приняли до сих пор.
На площади между Ленинградским и Ярославским вокзалами в 2011 году устроили сквер с фонтаном и скульптурой Георгия Победоносца. Там же можно увидеть бюст архитектора Тона и памятные доски создателям железной дороги на фасаде.
А в 2013 году прошла реконструкция самого Ленинградского вокзала. Тогда восстановили интерьеры, но из зала ожидания исчез памятник Ленину. Возле него москвичи обычно назначали встречу, говоря: «Встречаемся у лысого камня» или «Встречаемся у Ленина». На этом же месте в здании Московского вокзала в Санкт-Петербурге стоит памятник Петру I, поэтому там встречаются «у Петра».
...царственные персоны побоялись ехать в первом поезде и отправили опробовать дорогу солдат Семеновского и Преображенского полков. Но на самом деле первыми испытателями стали сами инженеры-строители.