Во второй половине 1860-х годов от Тверской заставы потянули железную дороги к Смоленску, Бресту и Варшаве. Смоленские промышленники охотно давали деньги на строительство путей, и уже в 1868 начали искать место под станцию в Москве. Наиболее удобной оказалась местность у Тверской заставы: близко к городу, и можно проложить соединительную ветку к Николаевской железной дороге.
Станция представляет собой довольно красивое здание. С открытием движения по Смоленской дороге вся местность, прилегающая к Тверской заставе и четырем Ямским улицам, сильно оживится: уже теперь цены на дома и пустопорожние земли здесь возвысились довольно значительно.
В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стали называть Брестским. 4 мая 1912 года железную дорогу переименовали в Александровскую, и вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 Александровская и Московско-Балтийская дороги объединились в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал получил новое имя — Белорусско-Балтийский. Наконец, в мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал стал называться Белорусским.
Восхищение москвичей и прессы вызывали и архитектура здания, и внутренняя отделка, и новейшее техническое оборудование Телеграфа и билетных касс, где появились первые в Москве аппараты для печати железнодорожных билетов.
Белорусский вокзал часто называют «Вокзалом Победы», так как отсюда уходили на фронт военные эшелоны, сюда привозили раненых, здесь же в 1945 году встречали, возвращающихся из Берлина солдат-победителей. На перроне в июне 1941 года впервые прозвучала песня «Священная война». Это запечатлели на мемориальной доске, установленной в 2005 году между левым ризалитом и центральной частью здания Белорусского вокзала. На памятнике текст: Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой
. А на втором этаже здания освящена церковь в честь святого Георгия Победоносца.
...весной 1896 года к коронации Николая II Лев Кекушев построил деревянный Императорский павильон для встречи царской семьи на Брестском вокзале. Внутри здание восхищало богатым убранством: стены и потолки обиты тиком стального цвета, фризы и потолок украшены золочеными орнаментами, французская мебель, крытые застекленные галереи по бокам. Крыльцо императорского павильона венчал рельефный государственный герб, а выход на вокзальную площадь застилал бархатный ковер. Императорский павильон долго служил для торжественных встреч знатных особ, и разобрали его лишь в 1908 году.