Как появилось название города «Москва»: от курьезных до наиболее вероятных версий этимологии

Происхождение названия «Москва»

»
Москва на ТЦ Охотный Ряд
«Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского…» Опять
Поет старинная печать.
Тут слово первое науки,
Но мне неведомой. Тут — знак,
А смысл понять нельзя никак
.
Так Константин Бальмонт выразил идею отсутствия точной версии появления имени «Москва». Попробуем разобраться в истории происхождения названия города Москва.
Лингвисты полагают, что имя города происходит от древнеславянского корня «моск», значившего что-то топкое и влажное. Эта версия может быть подтверждена тем, что в русском языке до сих пор используется слово «промозглый». При этом некоторые лингвисты видят в имени корень «мозг», то есть «умный», аргументируя это тем, что в русском языке есть слово «мозговитый».
Еще одна версия относит происхождения названия к проживавшим ранее на этой территории финно-угорским племенам. Так, слово «Москва» стало соединением марийских слов: «маска» — «медведь» и «ава» — «мать». Известно, что на территории современного города водилось много медведей.
А В.Н. Татищев выдвинул гипотезу о скифско-сарматском происхождении слова «Москва», которая значит «крутящаяся» или «искривленная». Но археологи следов пребывания скифов на территории города не обнаружили.
Поэтому наиболее распространенная версия переводит слово «Москва» с языка коми, где «моск» может быть искаженным от «моска», что означает «корова», а «ва» переводиться, как «река» или «мокнуть». Природные условия способствовали распространению скотоводства, и особенно, коров. Они паслись на берегах реки, которую, по-видимому, так и называли: «Москва» или «Коровья река».
Еще одна легенда о начале Москвы была записана в XVII веке дьяконом Холопьего монастыря Тимофеем Каменевич-Рвовским. Согласно ей, город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя.
Некогда пришел Мосох, шестой сын Иафетов, в те земли и на то место, где мы ныне жительствуем, и, придя, поселился на сем избранном, высочайшем и всепрекрасном месте над двумя реками, на котором ныне стоит святой и всепревеликий град Москва, названный по имени реки, под ним текущей. Но тогда, когда Мосох пришел в сии места, река еще не имела названия, и он поименовал ее по своему имени и имени жены своей княгини прекрасной и прелюбезной Квы. И тако по сложению общекупному имен их прежде безымянная река стала зваться Москва...
Вторую же, меньшую реку, текущую в Москву, Мосох назвал в честь сына Я и дочери Вузы Явузой»
.
Таким образом, Москва — один из наиболее древних городов мира, которому насчитывается более 5 200 лет, а начало городу было положено не на Боровицком холме, а на слиянии двух рек. Однако даже современникам было известно, что эта легенда — фантазия, «обогатившая» Библию новыми персонажами. Так, в одном из летописных списков автор добавил к ней замечание несть сие полезно и не праведно.
Вымышленность имен не только очевидна, но и доказуема с научной точки зрения. Достаточно вспомнить, что имена Вязема, Вязьма, Вазуза, Вяземка, Вязь, Уза означают связь одной местности с другой. Так и Яуза является узким потоком, связывающим два пути между собой.
Некоторые гипотезы о происхождении названия «Москва» имеют ярко выраженный курьезный характер. Например, З. Доленга-Ходаковский в начале XIX века высказал версию, что название реки Москва образовано от слова мостки, то есть это — «мостковая река», река с большим количеством мостков. Но, как ни странно, это заблуждение было повторено и в трудах историка Москвы И.Е. Забелина.
А в книге «Кремлевский холм» Д. Еремин дает свое былинно-поэтическое объяснение. Когда на Боровицком холме начали строить крепостные стены, пришел к Юрию Долгорукому старый гусляр и попросил разрешения спеть о новом городе.
— Но что же споешь ты про новый город?
— спросил князь. — Его еще здесь и нет.
— Что ведаю, княже, то и спою, — негромко ответил былинник и склонился к гуслям.
Сначала пел он о стольном граде Киеве, пресветлом князе Владимире, богатыре могучем Илье Муромце. Затем, окинув взглядом огромный холм, на вершине которого положены были первые венцы городовой стены, продолжил былину:
А как старым стал Илья Муромец,
Умирать пошел в Карачарово.
Не дошел... упал у большой реки.
Символический ключ от города Москва Тут и смерть пришла к Илье Муромцу…
Не нашли Илью у большой реки,
Лишь нашли курган по-над берегом.
Знать, земля сама тут насыпалась,
Да леса успели повырасти.
И поставили тут часовенку...
Как поставили, так услышали —
Будто вздох дошел: «Надо мощь ковать!»
И второй дошел — только: «Мощь кова...»
В третий раз дошел — только: «Мос...кова...»
Так и стала зваться река: Москва.
— Мудр ты, как вещий боян. И песня твоя предивна, — сказал князь Юрий Долгорукий, когда гусляр кончил петь былину. — Хотя, может, не так насыпало холм и, может, название реки — от иного взяло начало, но в песне твоей есть правда. — И громко добавил: — Сказал нам Илья «Москва». Так пусть же и город зовется ныне — Москва
.
Еще одна версия принадлежит Ф.И. Салову, работавшему в 1950-х годах директором Музея истории и реконструкции Москвы. Он исходил от первоначальной формы слова — «Москов», разбив его на старославянский «моск» — «кремень», и русско-украинский корень «ков» от «ховать» — «прятать». Таким образом, «Москва» означает «крепкое укрытие», «крепость».
А московскийучитель и экскурсовод П.Р. Польский пошел другим путем. Исследовав слова, заканчивающиеся на «ква» (клюква, брюква), он нашел, что все они были ритуальной пищей, приносимой славянским идолам (Клюка, Брюка). То есть Москва была маленьким капищем древнего доселе неизвестного историкам духа Моска.
Подобная версия есть и в «Велесовой книге». Так, в конце VI века вождь одного из племен славян-вятичей Моск Святославич переселился на север, в Залесье.
И так мы стеклись к Моску, и построили Москов град. И были там очаги. И там пил Моск сурину. И так явился град сей от него.
Некоторые московские источники приписывают основание Москвы еще Вещему Олегу, обогащая летописное указание о том, что он «нача грады ставити» указанием на точное место: прииде на реку глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и постави град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих. Вот только далее сродником указывается, как ни странно, все тот же Юрий Долгорукий, который хронологически не мог быть современником Олега.
И наконец, по одной из бытующих в народе версий, «Мо су ко» на языке антов значит «тихая, теплая река».
История не сохранила точной версии происхождения названия и этимологии слова «Москва». Вероятно, это связано с тем, что этот вопрос мало интересовал науку до тех пор, пока Москва не стала столицей. Но к тому времени точных источников уже не осталось.
Бесспорно только одно: Москва всегда носила одно имя. Дважды над городом нависала угроза переименования — в 1920-е годы столицу хотели переименовать в Ильич, а позже — в Сталинодар. Но Москве удалось сохранить свое исконное имя.

Москва — России красное крыльцо,
Москва — России красные ворота.
Тверской бульвар, Садовое кольцо.
И куполов литая позолота.
Ты вся — дворец, в тебе умов — палата,
Ты вся — творец, в тебе неизмеримы
И семь холмов, и пять морей, и свято
Для нас твое загадочное имя!
Твоя душа для всех как на ладони,
Но горе тем, кто вдруг ее обидит, —
И на театре вздыбленные кони —
Издалека их Медный всадник видит!
Благословенны лик твой и лицо,
Твоих часов торжественная нота!
Москва — для мира красное крыльцо!
Москва — для мира красные ворота!

Николай Никишин, 1985г.

А вам есть, что добавить к версиям о происхождении имени «Москва»?
Рейтинг


В этом разделе

Добавить комментарий
Обновить