История этого дворца трагична. Василий Баженов начал строить его по указу Екатерины II в 1775 году. Большой дворец должен был стать частью ансамбля Царицыно. Он состоял из трех отдельных корпусов в готическом стиле. А когда десятилетнее строительство подходило к концу, императрица бегло осмотрела постройку и приказала ее разобрать.
Он в общих чертах сохранил баженовский план, но теперь грандиозный дворец уже доминировал над окружающими постройками. Из-за проблем с финансированием потребовалось еще 10 лет работы, чтобы дворец был готов. Его покрыли временной крышей, но внезапная смерть Екатерины и восшествие на престол Павла поставили крест на царицынском ансамбле: строить там запретили.
Со временем незавершенный дворец в Царицыно превращался в огромную руину. Все, что было возможно, разворовали, на крыше росли деревья, от здания оставались только стены. Но в 2007 году его отреставрировали. А так как здание не было завершено исторически, реставраторы сделали много отступлений. Так родился уже третий Большой Царицынский Дворец.
Больше всего вопросов вызвала кровля и внутренние интерьеры. В конце XVIII века железную крышу дворца покрасили черной краской, что придало ему мрачный вид. Теперь кровля зеленая и украшена множеством декоративных элементов. Внутри Большого Дворца Матвей Казаков спроектировал около 120 помещений, но замыслы зодчего по их отделке неизвестны.
Западный зал предварял апартаменты Екатерины II. Сейчас «Екатерининский зал» роскошно стилизован: мрамор, позолота, хрустальные люстры. Его украшает лепной декор на тему «Триумф Екатерины» работы В. Агейченко и Р. Сайфутдинова, и триптих Е. Максимова на тему коронации императрицы в Москве в 1762 году. Золотыми буквами по верху стены над балконом выбито высказывание Екатерины II: «Власть без доверия народа ничего не значит».
Главное украшение «Екатерининского зала» — статуя Екатерины II работы А.М. Опекушина. Скульптор создал ее в 1889 году для конкурса на памятник императрице в Ростове-на-Дону. Тогда выбрали другой проект, а статуя Опекушина в 1896 году украсила зал заседаний Московской Городской Думы. В советское время она чудом уцелела, так как ее мрамор хотели использовать для бюстов Карла Маркса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. С 1952 года статуя Екатерины II хранилась в Ереване в Государственной картинной галерее Армении. В 2003 правительство Москвы и Республики Армении договорились о возвращении скульптуры в Москву.
А перед апартаментами цесаревича Павла Петровича также устроили приемный зал. Его назвали «Таврическим» в честь Г.А. Потемкина-Таврического. Зал украсили мраморными колоннами, росписью на потолке в вишневых тонах.
В Большом Дворце в Царицыно работает музей, где можно узнать об истории строительства и восстановления здания, осмотреть Екатерининский и Таврический залы, посетить временные выставки в помещениях, которые задумывали как личные покои.
...выбор Матвея Казакова главным архитектором переделки Царицыно был не случайным. Во время визита в Москву Екатерина осматривала и Сенатский дворец. Еще не законченная постройка привела ее в восхищение. Говорят, что больше всего на нее произвел впечатление эффектный поступок архитектора. Работники боялись разбирать укрепления купола, полагая, что он рухнет, ведь такого большого купола в России раньше не строили. Тогда Матвей Казаков забрался на вершину и простоял там до тех пор, пока кружала не сняли.