👍Оружейная палата и Алмазный фонд: история и фото.
»»

Оружейная палата и Алмазный фонд

Сокровищница России

ext-image
Адрес
Кремль
ext-image
Год открытия
1851
ext-image
Архитектор
К.А. Тон
ext-image
Стиль здания
ампир
ext-image
Официальный сайт
armoury-chamber.kreml.ru

Оружейная палата имеет долгую историю. Много лет, начиная с XIV и до начала XIX века, она была сокровищницей московских великих князей и русских царей. Именно здесь хранятся художественные ценности девяти веков, самые знаменитые драгоценности и великие бриллианты. Можно сказать, что это самый первый музей России.

Оружейная палата и Алмазный фонд, фото здания

По мере роста Русского государства, обогащалась и казна. В 1484-1485 годах для ее хранения между Архангельским и Благовещенским соборами построили каменное здание Казенного двора. Туда передали все сокровища Московского Кремля. Так великокняжеская казна из личной собственности превратилась в государственную.

Кремлевская сокровищница пополнялась предметами, которые изготавливали в мастерских Московского Кремля — «палатах» (названы так по размещению в каменных помещениях). Одной из них была Оружейная палата.

Она занимала верхние этажи трехэтажного здания на Дворцовой улице Кремля. Условия труда кремлевских ремесленников, особенно мастеров золотого и серебряного дела, были тяжелыми. Работали они от восхода до заката, а если заказ был срочный — по несколько суток. Жалованье получали от 8 до 20 рублей в год, а особенно известные мастера — до 40 рублей в год, и определенное количество продуктов. Этих денег едва хватало даже на самое необходимое. Сохранилось много челобитных, в которых мастера жаловались на то, что, работая «днем и ночью беспрестанно...», они «платьишком обносились и оборвались», что им «нечем прокормиться» и они «помирают голодной смертью».

В 1711 году многих мастеров Оружейной палаты перевели в Петербург, а в 1726 году Казенный двор, Оружейную палату, Конюшенный приказ и Царицыну мастерскую палату объединили в одну — Мастерскую Оружейную палату. Она стала прообразом современного музея.

Специального помещения у палаты не было, да и не было тогда нужды в экспозиционных залах и подсвеченных витринах. Сокровища демонстрировались более эффектно — во время царских выходов и встреч с иностранными послами. Но все же экспонаты портились от постоянного перемещения. Немалый ущерб сокровищам также нанес пожар 1737 года.

В 1806-1809 годах на месте палат Бориса Годунова по проекту И.В. Еготова построили специальное здание для Оружейной палаты.

Но оно не подходило для хранения ценностей: из-за опасности пожаров там не было отопления, и экспонаты портились от сырости и холода.

Во время Отечественной войны 1812 года сокровища Оружейной палаты перевезли в Нижний Новгород. Но уже в 1813 они вернулись в Москву, и Оружейная палата стала музеем. Правда, двери его были открыты только для дворян и богатых купцов.

Путеводитель по архитектурным стилям

Наконец в 1851 году по проекту К.А. Тона построили новое здание Оружейной палаты.

Здесь музей находится и сейчас. А в его девяти залах хранится около четырех тысяч уникальных экспонатов. Здесь можно увидеть предметы аж IV века, легендарную шапку Мономаха, державу и скипетр царя Михаила Федоровича, трон Бориса Годунова, карету Екатерины II.

А так как в Оружейной палате издавна делали холодное и огнестрельное оружие и воинские доспехи всех видов, в музее богатая коллекция военной амуниции. Возьмем, например, легкий доспех. Он состоит из почти 60 000 мелких колец, а вес колеблется от 6 до 10 кг. Если предположить, что мастер работал по 10 часов в сутки, то на изготовление панциря ему было нужно около 2 лет. Цена панциря в XVII веке не превышала 10 рублей. Хотя и это делало его доступным только членам царской и боярской дружин. А простые воины использовали в качестве доспехов стеганые ватные куртки и шапки-куяки, в которые вшивались металлические пластины.
В XVII веке на вооружении русской армии было уже огнестрельное оружие. И в Оружейной палате большая коллекция ручного огнестрельного оружия XVI-XIX столетий. Это турецкие ружья XVI века с простым фитильным замком, немецкие ружья с кремневым колесцовым. Кстати, замок этот был тяжелым, громоздким и неудобным, а для выстрела нужно было завести его специальным ключом. Если ключ терялся, ружье становилось непригодным.
При этом на Руси уже в начале XVII века существовал более простой и надежный ударный кремневый замок «московского дела». Работал он так: кремень ударял по огниву и высекал искры, которые воспламеняли порох и заряд, забитый в ствол дула. Но все же при стрельбе из такого ружья приклад держали на вытянутых руках или ставили на специальную подставку.

Среди экспонатов Оружейной палаты можно также увидеть множество древнерусских золотых и серебряных изделий, украшенных сканью и финифтью.

Скань (филигрань) — тонкий кружевной узор. Название это произошло от слова «скать» — свивать нитку. Основу скани составляют две гладкие металлические нити, толщиной в волос, которые, перевиваясь, образуют веревочку. Из нее и выкладывали узор.
Эмаль (финифть) — это стекловидная масса, которая при добавлении окисей металлов получает разные цвета. Эмалью покрывают поверхность металлических изделий. Наиболее сложной была техника перегородчатой эмали, утраченная после татаро-монгольского нашествия. По этой технологии острой иглой наносили рисунок, по контурам которого напаивали перегородки из тонких ленточек золота. Образовавшиеся между ними мельчайшие ячейки заполняли эмалевой массой. После этого изделие несколько раз обжигали и шлифовали.

Большое место в коллекции Оружейной палаты занимают дипломатические дары русским государям. Для поддержания дружественных отношений европейские и восточные монархи посылали русским правителям самые ценные, выполненные по последней моде, серебряные изделия, предметы из редких материалов и драгоценных камней, работы лучших мастеров. А все потому, что царь мог отказаться от подарка, если считал, что он не соответствует его рангу. Так происходило с деньгами, так как по этикету того времени более высокие по положению могли одаривать деньгами низших. Но не наоборот.

Кремль: мини-путеводитель по территории

А в правом крыле здания Оружейной палаты размещается Алмазный фонд России. Его история началась в 1719 году, когда Петр I объявил коронные ценности и регалии вещами, составляющими славу и гордость России.

Русские цари и царицы, стремясь затмить роскошью иностранных владык, приобретали лучшие драгоценные камни, создавали из них украшения и хранили их неподалеку от «своего монаршего внимания». Но большинство этих вещей покупали на государственные средства, и лишь небольшая часть поступала как подарок. Поэтому при Николае I коронные драгоценности окончательно закрепились как часть государственного имущества.

Хранились коронные ценности в специальных помещениях — Комнатах его императорского величества, а с 1839 года — в Бриллиантовой комнате. Ведали этими комнатами отделы кабинета его императорского величества, а с начала XIX века — специальное Камеральное отделение.

Сейчас Алмазный фонд можно сравнить лишь с коллекциями Британской короны. Больше ничего подобного в мире нет. Сокровища Алмазного фонда являются частью национального достояния, и с 1922 года находятся в ведении государственного хранилища ценностей (ГОХРАН) при Министерстве финансов России.

Коронные драгоценности династии Романовых уникальны, и главный экспонат — конечно же, большая корона Российской Империи и императорский скипетр. Также в Алмазном фонде хранятся крупнейшие алмазы «Орлов» и «Шах».

7 величайших камней Алмазного фонда

История бриллианта «Орлов» началась в Индии в XVII веке.

Здесь в копях Голконды нашли один из крупнейших в стране алмазов, вес которого оценивался в 400 каратов. В таком виде он попал к Шах-Джахану. Тот велел огранить алмаз. Гранильщик стремился максимально сохранить массу камня, поэтому только отшлифовал его природные грани. Этим и объясняется его неправильная форма. Но алмаз все равно потерял почти половину массы, и в ограненном виде весил 194,8 карата. В 1665 году новый правитель демонстрировал свои богатства знатоку драгоценных камней Ж.Б. Тавернье, который описал главнейшие камни. «Орлов» был указан под именем «Великий Могол».

По легенде, этот алмаз был третьим глазом у статуи Брамы в храме Серинга-матама, но его похитил французский дезертир. Далее камень неоднократно перепродавали, пока в 1767 году он не попал в руки армянского купца Григория Сафраса. Тот положил алмаз в Амстердамский банк, а через 5 лет продал за 125 000 рублей племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву. А тот перепродал алмаз графу Г.Г. Орлову уже за 400 000 рублей, пожизненную пенсию в 2 000 рублей и дворянскую грамоту. Надеясь вернуть расположение Екатерины II, Орлов в день ее именин 24 ноября 1773 года подарил императрице этот бриллиант. Но вернуть утраченную благосклонность не удалось, хотя в 1784 году императрица дала алмазу имя своего подданного и велела вставить камень в скипетр. С тех пор он украшает навершие скипетра русских царей.

А есть камни, которые сами рассказывают историю. Один из них — алмаз «Шах» (88,7 карата, меньше мизинца).

У бриллианта сохранили необычную природную форму. Это крупный вытянутый желтоватый октаэдр. Грани камня слегка подшлифованы, и на них выгравированы 3 персидские надписи.

Камень нашли в центральной Индии во второй половине XVI века. Он находился у правителей провинции Ахмаднагар, о чем говорит надпись на одной из граней алмаза: Бурхан-Низамшах второй 1000 года. После захвата в 1595 году Ахмаднагара властителем Северной Индии алмаз перешел Великим Моголам. Об этом говорит вторая надпись: Сын Джехангир-шаха Джехан-шах 1051 год. А в 1739 году после разгрома Дели шахом Надиром алмаз увезли в Персию, и там в 1824 году появилась третья надпись: Владыка Каджар Фетх Алишах султан 1242 год.

Но 30 января 1829 года произошла трагедия: в Тегеране убили русского дипломата и писателя А.С. Грибоедова. Чтобы умилостивить русского императора, в Петербург отправился принц Хозров-мирза и вручил Николаю I одно из ценнейших сокровищ — алмаз «Шах». Так за кровь А.С. Грибоедова расплатились камнем.

Говорят, что... ...однажды Алмазный фонд посетила жена очень богатого иностранного ювелира. Чтобы не смущать окружающих, она свои дорогие кольца повернула на тыльную сторону ладоней. Но в сравнении с ослепительным блеском драгоценностей в российском музее ее украшения показались более чем скромными.
...Орлов не покупал знаменитый алмаз, хотя в архивах есть документы о продаже, подписанные им и Лазаревым. Считается, что Орлов здесь всего лишь играл роль посредника, а за бриллиант расплачивалась казна. Так Екатерина II пыталась отвести от себя обвинения в мотовстве и неразумных тратах.
А что вы можете рассказать об экспонатах Оружейной палаты и сокровищах Алмазного Фонда?
/ Просмотров: 41635 /
Метки: ЦАОКремльметро Боровицкаяметро Охотный Рядметро Библиотека им Ленинаметро Александровский СадТверской районНежилые постройкиТематическиеКонстантин ТонXIX векАмпирМосковские рекордсменыМосковские искусники
Рейтинг