На берегу Химкинского водохранилища разместился музейно-мемориальный комплекс истории военно-морского флота России. Экспонаты его хранятся под открытым небом. Это подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец», амфибийный десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «СКАТ» и экранолет «Орленок».
Ее построили в 1980 на заводе «Красное Сормово» в городе Нижнем Новгороде. За время службы лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» побывала в Средиземном море, в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки, в Баренцевом и Норвежском морях.
После списания в 1998 году московские власти купили подлодку вместе со сторожевым кораблем «Дружный» №754 для будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения. Сначала ее планировали установить на Кремлевской набережной, затем в парке Горького. Но в итоге отбуксировали к причалам Портхладокомбината и на несколько лет оставили без внимания.
При этом на лодке работал экипаж, который поддерживал ее в плавучем состоянии. В начале 2003 году лодку решили установить возле пешеходного моста «Багратион», но затем нашли ей окончательное место — в парке «Северное Тушино». Сейчас на подлодке работает музей.
В интерьере лодки многое изменили — например, проемы расширили, чтобы инвалиды на колясках смогли посетить музей. Но зато сохранились 6 торпедных аппаратов, часть мин и торпед.
С 1930-х разрабатывали проекты таких кораблей, но ни один из них не пошел в серию. В конце 1960-х Министерство ВМФ дало задание создать катер на воздушной подушке конструкторскому бюро ПКБ «Алмаз». В 1969 году первые корабли «СКАТ» вышли на боевое дежурство.
Аэродинамическая компоновка крыла была оптимизирована для полета с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолетом сжатый воздух увеличивает подъемную силу.
Он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400-500 км/час. Погрузку и выгрузку людей и техники осуществляют через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат может принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или 2 бронированные машины (танк, БТР, БМП). Также экраноплан может свободно преодолевать минные защитные заграждения, просто перелетев над ними.
В 1972 года начались летные испытания «Орленка». Он продемонстрировал высокую живучесть. Например, в одном из полетов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем и маршевым двигателем. Но пилоты все же довели машину до берега. Всего построили 5 экранопланов типа «Орленок». Они сформировали 11-ю отдельную авиагруппу в составе авиации ВМФ.
А в 1984 году умер министр обороны Д.Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С.Л. Соколов закрыл программу, а освободившееся деньги пустил на строительство атомных подводных лодок. Четыре «Орленка» до 2007 года находились на базе ВМФ в городе Каспийск, после чего наиболее уцелевший экземп Яр отбуксировали в Москву и установили в музее ВМФ.
Также возле подводной лодки под открытым небом установлены образцы техники военно-морского назначения: перископ, выдвижная антенна, аварийно-спасательный буй, имитатор торпеды.