На Мичуринском проспекте есть интересный музей, проливающий свет на многие события Великой Отечественной войны.
Экспозиция рассказывает, что 22 июня 1941 года объявили военное положение. Мобилизованные получали в местах формирования уходящих на фронт эшелонов знаменитую «трехлинейку» — винтовку Мосина и не менее знаменитую серую солдатскую шинель. Также одним из символов войны стал «вагон-теплушка», широко используемый и на фронте, и в тылу. Обычный товарный вагон утепляли, заткнув щели между досками и установив железную печку-«буржуйку».
А в ночное время, когда чаще всего проходили налеты немецкой авиации, в небо Москвы поднимали аэростаты воздушного заграждения. Как это выглядело, можно увидеть в Музее. Всего аэростаты поднимались в небо 268 раз. От столкновения с ними погибло 7 вражеских самолетов.
Также в музее можно узнать о режиме светомаскировки в Москве — полного затемнения: стекла оклеивали крест-накрест, чтобы их не выбило взрывной волной, а перед зажжением света окна завешивали непроницаемыми черными шторами. За соблюдением правил светомаскировки следили дежурные МПВО. Это было необходимо, потому что даже одна бомба пробивала 9-этажный дом до подвала, а при взрыве — разрушала полностью.
Особое место в музее обороны Москвы отведено танкам. Знаменитый Т-34, разработанный группой конструкторов во главе с М. Кошкиным в 1939 году, признали лучшим танком XX века по трем показателям: защищенность, маневренность и огневая мощь. Во многом танк был революционным. Например, защиту брони увеличили вдвое, разместив ее под углом. Танк долго нес свою службу и был снят с вооружения лишь в 1997 году.
Гражданские предприятия перепрофилировались на выпуск военной продукции. На заводах приходилось работать женщинам, подросткам, пенсионерам. Многие неделями не уходили из цехов и спали там же. Подростки невысокого роста ставили ящики к станкам, чтобы видеть ход обработки детали. Их в шутку называли «подставочниками», но они, овладев станком, делали до 200% нормы. А метрополитен на ночь превращался в бомбоубежище: каждая станция могла выдержать прямое попадание бомбы.
Важное значение имела пропаганда — плакаты «Окна ТАСС», которые регулярно появлялись в витринах зданий в центре Москвы, поддерживали дух населения. Антивоенная пропаганда работала даже в рядах немецких солдат.
13 декабря 1941 года Гитлер издал Директиву №39 о переходе к обороне на всем восточном фронте. Официальной причиной стало преждевременное наступление холодной зимы. Доля правды в этом была: когда в Германии выпустили медаль «За участие в зимнем сражении на Востоке», немецкие солдаты назвали ее «мороженое мясо».
После этого началось контрнаступление, где активно участвовали лыжники. В музее обороны Москвы можно узнать трогательную историю, как одно из подразделений Красной Армии проходило через деревню, и мальчик передал лыжи пулеметчику сержанту Покручину с одной просьбой — дойти до Германии, убить Гитлера и вернуть лыжи. Покручин сдержал слово, и лыжи вернулись владельцу спустя почти 20 лет.
Больше всего из Великой Отечественной войны мне запомнилась Битва за Москву.