Всем знакома фраза «ТАСС уполномочен заявить». Такими сообщениями предваряли испытания советского ядерного оружия и советских межконтинентальных баллистических ракет в акватории Тихого океана. А здание ТАСС напоминает завод с кожухом для конвейера. И это действительно завод по производству новостей.
Аббревиатура ТАСС расшифровывается как Телеграфное агентство Советского Союза, а ИТАР-ТАСС — Информационное Телеграфное Агентство России.
Специально для новой структуры на месте двухэтажного домика XIX века на Тверском бульваре построили здание в стиле конструктивизм. Есть версия, что задумывали дом вдвое выше нынешнего. На самом деле проект предусматривал здание примерно вдвое длиннее. Но до сих пор сложно определить, сколько в здании ТАСС этажей: днем кажется, что 4, а ночью — 8.
Особенностью фасада здания стали похожие на телевизор двухэтажные экраны. Они символизировали «Окна РОСТА» — выставлявшуюся в витринах серию плакатов с текстами В.В. Маяковского. Плакаты на злободневные темы создавали работники РОСТА.
Мне говорят, что «Окна ТАСС»
Моих стихов полезнее.
Полезен также унитаз,
Но это не поэзия.
А в военное время у «Окон РОСТА» появился преемник — «Окна ТАСС». Этот агитационный биллборд размещался в витринах первого этажа газеты «Известия» и в витринах первого этажа гостиницы «Москва».
В 1920 г… не было достаточного полиграфического оборудования, мало было и обыкновенной печатной бумаги. И Маяковский создал своеобразный тип многокадрового плаката, сделанного и размноженного от руки через трафареты. Рисунки дополнялись стихотворным текстом по стилю, близкому к народным частушкам, прибауткам. Рисунки были остро сатирическими, упрощенными по форме, текст лаконичен и близок к лозунгу.
В дни Великой Отечественной войны 1941 г. мастерская «Окон ТАСС» продолжила и развила эту традицию Маяковского. При совершенствовании современной полиграфии, казалось бы, непонятно почему, художники Москвы вернулись к ручному способу размножения красочных плакатов. Но в том-то и дело, что никакая самая усовершенствованная полиграфия не угонится за руками художника-резчика, дающего первые экземпляры тиража уже через 1-2 часа после изготовления оригинала автором. Кроме того, способ наложения краски через трафарет дает фактуру, близкую к старинной японской ксилогравюре. Такая фактура в условиях улицы резко выделяется среди реклам и печатных плакатов. Но главное — это быстрота исполнения. Плакат должен появляться на стенах домов почти одновременно со сводками и сообщениями Информбюро. Только тогда он имеет смысл.
И вот с первого дня войны стены московских улиц пестрят большими красочными плакатами… Более 200 московских художников работает в мастерской по размножению «Окон ТАСС». Работа идет в 3 смены. В течение всего военного времени в мастерской не гасился свет. Ни тревоги, ни вражеские бомбежки не сломили энергии и воли художников. Художники знали, что своим искусством они хоть в малой доле участвуют в разгроме врага.
Сейчас в окнах здания ТАСС бегущей строкой транслируют самые важные новости.