👍Провиантские склады (Музей Москвы): история и фото.
»»

Провиантские склады

Где живет история Москвы

ext-image
Адрес
улица Зубовский бульвар, дом 2
ext-image
Год открытия
1829-1831 или 1830-1835
ext-image
Стиль здания
ампир
ext-image
Архитектор
Д. Жилярди или В.П. Стасов
ext-image
Официальный сайт
mosmuseum.ru

Стрелецкая слобода полковника Зубова (современный Зубовский бульвар) была редко заселена. На внутренней стороне бульвара стояли 5 дворянских владений, пустовавшие огороды и казенные конюшни. А в 1830-е на их месте построили Провиантские склады.

Провиантские склады, фото 2016 года

Создание складов приписывали Доменико Жилярди, но в советское время считали, что автор проекта — В.П. Стасов, а строительством руководил Ф.М. Шестаков.

Путеводитель по архитектурным стилям

Заказал строительство здания Провиантский приказ, отвечавший за снабжение армии. В 1821 году Инженерный департамент в Петербурге разработал образцовый проект склада на 35 000 кулей и прислал в Москву. Даты строительства комплекса Провиантских складов различаются в разных источниках: 1829-1831 года или 1830-1835.

В любом случае, весной 1835 года корпуса побелили, ограды, двери, ставни и решетки покрасили в черный цвет, а крыши, желоба и водосточные трубы покрыли красной краской.

Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, — одна из лучших в архитектуре Москвы.

Ансамбль Провиантских магазинов включает 3 однотипных складских корпуса. «Образцовый» корпус — это прямоугольное каменное двухэтажное здание (30м Х 80м) с высотой этажа 6 м. Ширина корпуса делится на 3 почти равные части двумя внутренними продольными стенами. Входы равномерно расположены по периметру здания (по 3 на длинных сторонах и по одному — на коротких).

...градостроительное искусство Стасова проявилось в том, что он, не отступая от высоких архитектурно-художественных качеств своего проекта, так расставил корпуса складов, что они образовали законченную и единую в своем композиционном построении архитектурную группу. Трудности планировочного характера заключались в том, что улица (Остоженка), на углу которой располагался один из корпусов складов, выходила на Крымскую площадь под углом. Примерно под таким же углом находилась противоположная граница неправильного по форме участка. Следовательно, разместить на этой территории корпуса складов без какого-либо изменения было невозможно. Тем не менее, Стасов, не меняя общего архитектурного построения проекта, сумел выйти из трудного положения весьма простым способом. Корпусу, стоящему на углу улицы, он придал в плане трапециевидную форму, а неприятное для глаза сопоставление корпусов, как бы находивших друг на друга, особенно заметное в глубине участка со стороны площади, он «прикрыл» сравнительно частой решеткой, состоящей из круглых в сечении стержней, увенчанных наконечниками копий.

В течение столетия Провиантские склады использовали по прямому назначению — для хранения продовольствия.

Это позволило сохранить первоначальный облик здания. В дни революционных событий 1917 года здания Провиантских складов стали одним из пунктов обороны правительственных войск. В начале 1930-х эту территорию передали для организации автобазы Генштаба.

В 1948 обнаружили грубые нарушения в эксплуатации зданий. Просьбы Комитета по делам архитектуры использовать помещения Провиантских магазинов по прямому назначению, оказались безрезультатными. Более того, военные для своих нужд окружили склады «неказистыми» пристройками, а внутри здания поставили бетонные пандусы для генеральских машин.

Вместе мы идем во внутренний двор, в центре которого нас приветствует полосатая будка неясного предназначения, за нею — широкий белый постамент в виде подъемника для машин, правое отделение которого венчает черная «Волга», а левое — черная «Чайка»... С нашим провожатым мы медленно заходим внутрь бывших складов, ныне гаражей. Сколько же здесь странного! Аккуратно вставленное в рамочку указание: «Место для слива отработанного масла». Древние «пазики», угрюмо глядящие из углов, возле одного из которых я замечаю разломанный пополам транспарант. Часть его («Сезонному обслуживан») висит на стене, а вторая («нию — высокое качество») — стоит рядом в углу.

Договоренность с Министерством обороны о передаче Провиантских складов в собственность города для размещения там музея существовала с 1999 года, но только в 2006 здания освободили. В обмен на этот комплекс правительство Москвы построило для Минобороны новую автобазу на Рублевском шоссе и Бережковской набережной.

Первым делом с территории комплекса вывезли горючие материалы и сняли 10 слоев асфальта, пропитанного мазутом.

Параллельно по инициативе Лужкова Юрий Платонов разработал проект строительства четвертого корпуса складов, замыкавшего периметр зданий. Внутренний двор планировали перекрыть стеклянным куполом, а корпуса объединить на подземном уровне. Проект вызвал неоднозначную реакцию: опасались, что Провиантские склады могут превратиться в муляж памятника архитектуры.

Сейчас здесь работает Музей Москвы, рассказывающий об истории города. Он открылся как Московский коммунальный музей. В 1940 его переименовали в Музей истории и реконструкции Москвы. А в Провиантские склады он переехал из здания храма Иоанна Богослова под Вязом, который вернули Церкви.

Экспозиция Музея Москвы на фотографиях разных лет:

  • Музей истории Москвы
  • Музей истории Москвы
  • Провиантские склады
  • Памятник В. Гиляровскому
  • Музей истории Москвы
  • Обложка Журнала для хозяек
  • Макет рабочего места Петра I
  • Сухаревская башня
  • Зал музея истории Москвы
  • Зал музея истории Москвы
  • Гравюра Красная Площадь
  • Зал музея истории Москвы
  • Зал музея истории Москвы
  • Зал музея истории Москвы
  • Зал музея истории Москвы
  • Гравюра Красная Площадь
  • Гравюра Сенатская площадь Кремля
  • Гравюра Спасская башня
  • Гравюра Воскресенские ворота
  • Гравюра Александровский сад
  • Гравюра улица Варварка
  • Воробьевы горы
  • Биржевая площадь
  • Печатный двор на Никольской
  • Соборная площадь Кремля
  • Скульптура дворника
  • Каланчевская улица
  • Зал музея истории Москвы
  • Зал музея истории Москвы
  • Фото
  • Скульптура городового
  • Скульптура торговца
  • Зал музея истории Москвы
  • Тверская-Ямская улица
  • Зал музея истории Москвы
  • Декоративные часы
  • Декоративные часы
  • Кассовый аппарат
А что вы знаете о комплексе зданий Провиантских складов и Музее Москвы?
/ Просмотров: 49966 /
Метки: ЦАОметро Парк КультурыХамовники районСадовое кольцоИсторическиеXIX векАмпирКуда сходить с детьмиДоменико Жилярди
Рейтинг