Рижский вокзал сменил много имен: до 1930 года назывался «Виндавский», до 1942 — «Балтийский», а до 1946 — «Ржевский». Одно время его даже хотели закрыть, но он устоял.
Строить дорогу начали по указу Николая II в 1897 году. Для пассажирского вокзала выбрали пустырь у Крестовской заставы, чтобы возле здания осталась большая площадь для подъезда экипажей. Товарную станцию хотели расположить рядом с пассажирской. При этом городские власти потребовали, чтобы Общество железной дороги благоустроило улицы и урегулировало вопрос с городским водопроводом, так как трубы попадали на территорию вокзала.
Здание Рижского вокзала в старинном русском стиле стало одним из самых красивых в Москве. Оно состоит из трех двухэтажных теремов, соединенных крытыми переходами на уровне первого этажа. Украшают здание типичные для русской архитектуры XVII века элементы: наличники, кокошники, бегунки, поребрики.
При этом Рижский вокзал был технически совершенен для своего времени — у него даже была собственная электростанция для освещения помещений и платформы.
Облик Рижского вокзала не изменился. А по старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков и отреставрировали нарядные люстры.
Сейчас на Рижском вокзале работает Центр инновационного развития на железнодорожном транспорте с выставочным залом — вход напротив музея железнодорожной техники.
А знаменитый фильм «Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов снял тоже на Рижском вокзале. Выбрал он его потому, что интерьер вокзала в русских традициях отлично подходил к сюжету.