Все, что вы хотели знать о московском метро, но стеснялись спросить

Все, что вы хотели знать о московском метро, но стеснялись спросить

»

Все, что вы хотели знать о московском метро, но стеснялись спросить

Сколько лет метро на самом деле?

Официально московское метро появилось в 1935 году, но в 1960-х при ремонте Мавзолея нашли подземный ход, ведущий от Сенатской башни к Москве-реке. По нему на телегах и специальных колесных средствах из Кремля могли вывезти ценности и людей. В народе этот ход назвали «метро Ивана IV».


Говорят, что станции строили на месте храмов и из камня от разобранных церквей. Так ли это?

Это справедливо для некоторых станций. Например, вестибюль «Новокузнецкой» стоит там, где была церковь Параскевы Пятницы, а «Арбатской» — на месте разрушенного храма Бориса и Глеба. Также в 1934 году разобрали Серпуховский кремль, и его камень пошел на отделку станций Сокольнической и Филевской линий.

Принято считать, что и материал от разобранного храма Христа Спасителя тоже не пропал даром: из колоколов и кровли куполов отлили скульптуры на «Площади Революции», плиты с именами героев 1812 года пустили на облицовку станций Охотный ряд» и «Кропоткинская», а мраморные скамьи установили на «Новокузнецкой».


Правда ли, что в метро есть музей?

Да, на пешеходных галереях станции «Выставочная» работает музей метро. Сюда он переехал со «Спортивной» в 2016 году. Но и сам метрополитен можно назвать палеонтологическим музеем: на облицовке стен и колонн можно увидеть окаменелости возрастом более 70 миллионов лет.


Инфографика: Окаменелости в метро

А нынешние идеи развития метро действительно появились еще в советское время?

Некоторые идеи появились в XX веке. Например, еще в 1940-х годах хотели пустить пригородные поезда в тоннели и состыковать их с метро. Недавно эта идея нашла воплощение в виде МЦК.

В конце 1980-х появился проект строительства хордовых линий, чтобы жителям отдаленных районов не нужно было делать пересадки в центре. Первая хорда должна была пройти из Митина через «Парк Победы» в Бирюлево и Бутово, вторая — из Химок через «Рижскую» в Жулебино, третья — из Солнцева через «Парк Победы» и «ВДНХ» в Мытищи, четвертая — из Балашихи через «Ленинский проспект» в Дудкино. Сейчас от этой идеи практически отказались в пользу удлинения текущих линий, только Солнцевская хорда все еще появляется в планах.

А вот табличка «Курская Большого кольца» на станции «Курская» не имеет никакого отношения к нынешней Большой кольцевой линии. Просто по проекту Кольцевая линия должна была стать второй после Малого Кольца, проходящего под бульварами. Этот проект так и остался на бумаге. Но, возможно, к нему еще вернутся.


Правда ли, что метро никогда не закрывалось?

Нет, 15 октября 1941 года, когда немецкие войска близко подошли к Москве, нарком путей сообщения Лазарь Каганович приказал закрыть и уничтожить метрополитен. Работники подземки начали минировать станции, но вечером 16 октября приказ отменили. Движение поездов возобновилось, а 16 октября 1941 года стало единственный днем, когда метрополитен не работал.


Говорят, что метро — это бомбоубежище. Это так?

Да. Когда в ночь на 22 июля 1941 года в Москве начались бомбардировки, в метро укрылись 500 000 москвичей. При этом подземка не прекращала работу: составы останавливались только во время воздушной тревоги. Тогда горожане прятались не только на станциях, но и в тоннелях.

В военное время люди могли оставаться в метро до пяти утра. Для этого на путях в тоннелях настлали дощатые полы, на станции поставили детские кроватки и топчаны, провели дополнительное освещение, устроили питьевые фонтанчики. Женщины с детьми размещались на ночлег в стоящих у платформ вагонах, остальные ночевали в тоннелях.

Еще в метро устроили парикмахерские и магазины, а на «Курской» открыли публичную библиотеку. Известно, что за годы войны в метро даже родилось 217 малышей.

И кстати, сейчас станции глубокого заложения могут выдержать ядерный дар. Правда, на то, чтобы спрятаться там у жителей есть только 5 минут — после этого гермодвери закрываются.


Инфографика: Арбатская и Смоленская

Почему в метро две «Арбатских» и две «Смоленских» станции?

В 1935 году поезда на Арбатско-Покровской линии шли от «Площади Революции» к «Александровскому саду», а затем на «Арбатскую» и «Смоленскую» станции. Эти станции были неглубокими, и когда во время войны тоннель между ними пробила бомба, Сталин велел прорыть радиус глубокого заложения. Новый участок открыли в 1953 году, и теперь поезда от «Площади Революции» шли к новым «Арбатской» и «Смоленской». На старых станциях устроили склад. А когда в 1958 начали строить Филевскую линию, этот старый участок от Александровского сада» до «Киевской» пригодился и «переехал» на новую ветку. Так и получилось, что две «Арбатских» и «Смоленских» дублируют друг друга.


Ну а почему на Арбатско-Покровской ветке нет Покровской станции?

Вообще между «Курской» и «Площадью Революции» планировали устроить станцию «Покровские ворота». Но в 1938 году планы изменились, поэтому перегон на этом участке очень длинный для центра Москвы — 2 328 метров.


А какой тогда самый длинный перегон?

Самый длинный перегон в московском метро между станциями «Крылатское» и «Строгино» — его длина 6 473 метра. Чтобы проехать это расстояние поездам требуется 7 минут.

Ну а самый короткий перегон расположен между станциями «Деловой Центр» и «Международная» — всего 498 метров.


А какая станция самая длинная?

Самая длинная станция в московском метро — «Воробьевы горы». Ее длина вместе с проходными коридорами составляет 282 метра. Чтобы пройти платформу от начала до конца нужно 4 минуты. Также «Воробьевы годы» являются обладателем еще одного рекорда — это первая в мире станция метро на мосту и, соответственно, самая высоко расположенная в Москве (10 метров над землей).

По длине станция «Воробьевы горы» втрое превосходит платформы Бутовской линии. Их длина, 92 метра, не только самая маленькая в Московском метро, но и вообще в России.


По ширине станции тоже различаются?

Конечно. Самая узкая станция — «Волгоградский проспект». Расстояние между колоннами всего 4 метра. А сама широкая станция в московском метро — «Партизанская».


Какая станция в Москве самая глубокая?

«Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Под землю она уходит на 84 метра. Здесь же и самые длинные эскалаторы — их протяженность составляет 126 метров, а перепад атмосферного давления между верхними и нижними участками достигает 6 миллиметров ртутного столба.


А какая станция тогда самая неглубокая?

Самой неглубокой станцией в московском метро принято считать «Печатники» — от земли ее отделяют только 5 метров. Часть выступающей крыши даже пришлось засыпать при строительстве.

Инфографика: Самые-самые станции

А еще есть станции-рекордсмены?

Например, станция «Пражская» считается самой тихой в метро, благодаря специальной пористой плитке, которая поглощает звук. Станция Александровский сад» носит звание самой кривой станции московского метро. Радиус изгиба у нее составляет 750 метров, и дежурная перед отправкой поезда выходит на середину платформы, чтобы осмотреть хвостовую часть, потому что машинисту ее не видно.

А станцию «Спартак» можно назвать рекордсменом по срокам строительства. Ее начали в далеком 1975 году как «Волоколамскую» для микрорайона, который планировали на месте Тушинского аэродрома. От идеи устройства района вскоре отказались, а станцию законсервировали. Лишь в декабре 2015 года ее завершили и открыли уже под именем «Спартак».


Почему в метро нет урн?

Сначала урны были, и на некоторых станциях под них даже сделаны арки. Но 8 февраля 1977 года в метро произошел первый теракт: в вагоне поезда, следовавшего от «Измайловской» к «Первомайской» армянские националисты взорвали бомбу. Тогда погибли 7 москвичей, 37 были ранены. Преступников осудили и приговорили к высшей мере наказания. А в метро усилили меры безопасности. Тогда решили убрать с платформ и вестибюлей урны, чтобы в них нельзя было спрятать бомбу.


Говорят, что раньше в метро было много портретов Сталина, но потом их закрасили…

Все так! После развенчания культа личности Сталина декор на многих станциях «подправили», и с этим связано немало казусов.

Например, в вестибюле «Добрынинской» на панно «Парад физкультурников» ликующие люди теперь несут портрет Гагарина. И это при том, что станцию открыли в 1950 году, то есть Гагарину на тот момент было 16 лет.

А на одной из фресок станции «Киевская» изображена украинская девушка, которая несет книгу. Имя автора — «I. Сталiн». Эту надпись замазали в 1950-х годах, а при реставрации в 2015 решили восстановить. Только реставраторы не посмотрели в словарь украинского языка, и написали имя вождя с ошибкой («Иосиф» по-украински «Йосип»).


А на Охотном ряду тоже что-то замазывали?

Нет, небольшой кусочек желтой плитки в районе первого вагона в сторону «Бульвара Рокоссовского» реставраторы оставили в память о том, какой станция была с 1935 по 2007 год, когда ее облицевали серым мрамором.


А что за странные даты на «Бауманской» под последней вентиляционной решеткой — там, где останавливается первый вагон в сторону «Щелковской»?

Инфографика: Странные цифры на Бауманской

Эти даты записаны так, как их иногда пишут на надгробиях: 14/11/1946-15/12/1954. Что это значит не известно, но есть версия, что тут некогда попал под поезд восьмилетний ребенок или погибла чья-то собака. Также это могут быть годы, проработанные кем-то на метрополитене, и даже срок тюремного заключения.


Правда, что на одной из советских фресок в метро изображен ноутбук и мобильник?

Глядя на панно «Борьба за советскую власть на Украине» на «Киевской» может показаться, что красноармеец с ноутбуком говорит по мобильнику. Но это всего лишь армейская рация.


Что такое «эффект Выхино»?

Так как «Выхино» — самая загруженная станция, то поезда в час пик здесь заполняются так, что вплоть до кольца никто больше зайти не может. Это и есть так называемый «эффект Выхино».

Усугубляет ситуацию и то, что платформы станции не сообщаются друг с другом. Поэтому, если пассажир проедет свою станцию и выйдет на «Выхино», то, чтобы сесть в обратный поезд, ему придется или выйти на улицу и снова зайти в метро через турникеты, или проехать до следующей.


Мне говорят «встретимся на гармошке», а я не понимаю, что это значит…

Так говорят, чтобы не запутаться на станции «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской линии. Там кросс-платформенная пересадка, и станциям дали прозвища по форме колонн — «Кристалл» и «Гармошка».


А еще я слышал о «русских горках» в метро. Где же они?

Это на Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, а на выезде — вниз. Сделали такие «русские горки», чтобы поездам было проще тормозить и разгоняться.


У пассажиров метро есть специальные ритуалы, ведь так?

Конечно! Большинство связано со скульптурами на станции «Площадь Революции». Студенты, например, натирают нос у собаки пограничника. Считается, что это приносит удачу на экзамене. А вот у статуи красноармейца с завидной регулярностью воруют револьвер — оружие пропадает 3-4 раза в год. Ну а к петуху, которого держит чугунная птичница, лучше совсем не приближаться: это плохая примета.

Но мало кто знает, что в 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» эвакуировали в Среднюю Азию, а вернули только в 1944. Тогда от них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие… Но за счет того, что каждая скульптура повторялась несколько раз, их удалось восстановить.


А когда в метро снимают кино? Ночью?

На самом деле, это может происходить в любое время, потому что практически все снимают на неработающем втором перроне «Полежаевской». Также иногда для нужд киноиндустрии отдают строящиеся станции. Например, в тоннелях между будущими станциями «Марьина Роща» и «Достоевская» снимали сцену фильма «Мужской сезон. Бархатная революция».


Ну а как поезда попадают в метро?

Поезда для московского метрополитена делают на заводе «Метровагонмаш» в Мытищах. Готовые вагоны прицепляют к тепловозу и везут по Ярославской железной дороге до станции «Северянин», оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции «Подмосковная». А здесь уже есть соединительная ветка (так называемый «гейт») с путями метро и депо «Сокол». Еще один такой гейт есть рядом со станцией «Печатники».

Рейтинг


В этом разделе