Пациентом этой лечебницы был художник Борисов-Мусатов. Здесь же дважды лечился Михаил Врубель. Напоминает об этом ограда, выполненная по его эскизам.
По замыслу Усольцева, больной должен был ощущать себя не в больнице, а в гостях. Поэтому по вечерам в гостиной устраивали концерты, днем больные гуляли и занимались своими делами, вместе пили чай. Общение с доктором проходило в неформальной обстановке, чтобы ничто не напоминало пациентам о болезни.
Такой необычный подход приводил к впечатляющим результатам. Поэтому отбоя от пациентов не было. И это даже несмотря на высокую стоимость: месяц лечения у Усольцева стоил 150 рублей, тогда как лечение в государственных больницах обходилось в 3 рубля в месяц.
Доставили его в крайне буйном состоянии — художника с трудом могли удержать четверо санитаров! Считается, что болезнь Врубеля развилась после создания картины «Демон поверженный». В работе над ней он никак не мог поставить точку, и каждое утро на выставке, где была представлена эта работа, художник делал лицо демона все страшнее и страшнее.
Сначала Врубель лечился у профессора Сербского, затем его перевели к Усольцеву. Жена и сестра художника поселились рядом на даче и виделись с ним каждый день. Михаил Врубель быстро пошел на поправку и отправился в Петербург. Но в 1905 году художнику пришлось вернуться в клинику Усольцева, потому что симптомы душевной болезни возобновились.
В клинике на улице 8 Марта Михаил Врубель написал несколько картин и свою последнюю работу — портрет Брюсова. Сохранилось много карандашных рисунков Врубеля, сделанных во время лечения. Он рисовал портреты врачей, санитарок, больных, знакомых, группы играющих в шахматы, делал пейзажные наброски из окна. А в 1906 году художник ослеп.
Когда он брал лист бумаги, то вся картина была уже на ней перед его умственным взором, и он начинал воспроизводить ее так, как ребенок воспроизводит картину на восковой бумаге, обводя по частям ее контуры и вырисовывая отдельные уголки. Он никогда не рисовал эскизами, а, набросав несколько угловатых линий, прямо начинал детально вырисовывать какой-нибудь уголок будущей картины и часто начинал с орнамента, с узора, который очень любил. Часто случалось, что, тщательно вырисовав какую-нибудь деталь, уголок картины и общими штрихами наметив ее образ, он бросал свое произведение, и оно так и оставалось неоконченным. Новые возникшие образы вытесняли старые. А бывало и так, что, начав вырисовывать деталь, он так увлекался, что картина не умещалась на бумаге, и приходилось подклеивать
По иронии судьбы к тому времени недуг, от которого Усольцев лечил своих пациентов, охватил его жену и дочь. Доктор не сдался — из-за финансовых трудностей он продал свою усадьбу, но сохранил лечебницу.
В 1915 году на ее территории организовали госпиталь Союза земств и городов, где лечили солдат с ранениями в голову. После революции Федор Усольцев преобразовал госпиталь в санаторий для нервно-больных. Так как лечили тут в основном «женщин-работниц», в 1929 году его переименовали в «психоневрологический санаторий «8 марта». В 1930 году санаторий Усольцева преобразовали в Московскую областную психоневрологическую клинику.
Сейчас это Центральная Московская областная клиническая психиатрическая больница. Здание уже совсем другое. Но ограда по эскизам Врубеля сохранилась. Правда, деревянная резьба состарилась, и майолика на столбах ограды, требует глубокой реставрации.
А в 2006 ее чуть не потеряли: при усилении мер антитеррористической безопасности часть деревянных пролетов заменили металлическими. На спасение ограды Врубеля встали журналисты и местные жители. Ограду и ворота психиатрической клиники спешно признали памятником Москомнаследия, и работу остановили.
...ворота ограды лечебницы взяли с расположенной тут же дачи Ивана Морозова.
...в кабинете главного врача психиатрической больницы на лице 8 марта до сих пор висит портрет Федора Усольцева работы Михаила Врубеля.