Есть на территории ВДНХ необычный кинотеатр — Круговая панорама. Фильмы там демонстрируют на круговом экране с горизонтальным углом обзора 360°.
Эксперименты круговых кинотеатров проводили еще в XIX веке. Например, был воздушный шар, в котором показывали фильмы. Но проекторы грелись так сильно, что находиться внутри было небезопасно.
В СССР идея кругового кинотеатра пришла после того, как Хрущев увидел американскую циркораму. В 1959 году на ВДНХ за рекордно короткий срок — 3 месяца — построили собственный кинотеатр.
Скорее, скорее, чтобы успеть к Американской выставке на ВДНХ. Американцы привезут свою кругораму — а мы что? Хуже людей? Когда они приедут, мы должны будем сказать: «Подумаешь! У нас эта кругорама уже испокон века. Это здание — чуть не единственное, уцелевшее от наполеоновского пожара в Москве…» Так как времени мало, то мы бросились на юг, где что-то цветет и можно снимать. Тбилиси, Сухуми, Баку, Ашхабад, потом поедем в Ленинград…
Съемка одиннадцатью камерами одновременно, и как получится и получается ли вообще — никому не известно, так как посмотреть негде, кинотеатр (уцелевший от пожара Наполеона) еще и не начали строить, а проекция из одиннадцати аппаратов одновременно будет только там. Снимаем буквально вслепую.
Для съемок построили специальный аппарат с одиннадцатью камерами 35 мм на круглой платформе. Этот агрегат возили на вертолете, поезде, вездеходе, корабле по всему Советскому Союзу — на Байкал, в Крым, Каракумы, на Кавказ.
Эксперимент удался: еще долго с момента открытия кинопанорама собирала аншлаг. Старожилы уверяли, что занимать очередь приходилось с вечера.
Полученные изображения демонстрировали синхронно работающими кинопроекторами на 22 экрана, расположенных в 2 яруса: каждый кинопроектор давал изображение на экран напротив. Верхний ряд располагался под углом, как купол. Такая система, в отличие от западных аналогов, давала больший обзор по вертикали и увеличивала эффект присутствия. Звук записывали на отдельную дорожку и запускали синхронно с изображением. Было 9 динамиков: 7 располагались по кругу, 1 вверху и еще 1 под паркетом.
В 1965 году из-за технологической сложности съемок таких фильмов кинопанораму реконструировали, и упростили систему трансляции. На смену двадцати двум экранам пришли 11 в один ряд. Сократилось и количество динамиков. Например, динамик из пола убрали потому, что зрители заходили в кинотеатр в грязной обуви, и его постоянно заливало.
Новая система была совместимой с западной циркорамой, и это позволяло обмениваться фильмами. Но вскоре циркорама уступила место системе Circle-Vision 360, где использовали только 9 пленок, и обмен стал невозможен.
Круговая кинопанорама продолжает работать. Долгое время кинотеатр поддерживали энтузиасты. Они вручную перематывали пленку после каждого фильма, ремонтировали поврежденные, готовили раствор для хранения фильмов, поддерживали работу лампового оборудования, деталей к которому перестали выпускать. Оператор с помощью пульта во время трансляции фильма выравнивал изображение на одиннадцати экранах. При этом его оборудование не реставрировали с 1960-х годов.
При этом репертуар кинотеатра со временем становился только меньше. С 1959 по 1991 сняли 18 фильмов, затем студия документальных фильмов (ЦСДФ) закрылась. В архивах сохранилось 10 лент, в кинотеатре — 6. Но к концу 2010-х посмотреть можно было только 3, а остальные нуждались в реставрации.
После недавней реконструкции «Круговая кинопанорама» превратилась в аттракцион. Проекторы отреставрировали, добавили новое оборудование и спецэффекты. Специально для кинотеатра создали новые цифровые панорамные фильмы. Исторические также сохранили. И теперь посетителям круговой кинопанорамы обещают полет сквозь время и пространство.