Леонтьевский переулок был аристократическим районом. В 1938 году его переименовали в улицу Станиславского. Театральный деятель жил в переулке последние 17 лет жизни. А в 1994 году Леонтьевскому вернули историческое название.
В основе особняка — старинный особняк 1645 год. Он не раз поменял облик. Например, уже в XVIII веке здание надстроили вторым этажом. Тогда палаты принадлежали графу И.П. Толстому. Затем здание перешло капитан-поручику Измайловского полка П. Хлопову. При нем здание и получило привычный нам вид. А последней хозяйкой дома была купчиха В.Б. Спиридонова. При ней появился бальный Онегинский зал с местом для оркестра.
С приходом советской власти особняк национализировали, а его комнаты превратили в коммунальные квартиры. Сюда в 1921 году был вынужден переехать выселенный из дома на Большой Каретной режиссер К. Станиславский. У него была возможность выбрать дом, и в этом особняке режиссера привлекла хорошая акустика. В Леонтьевском переулке Станиславский жил до 1938 года — до самой смерти.
В то время он часто болел и почти никуда не выходил. Кабинет Станиславского находился на втором этаже. Онегинский зал переделали в зал со сценой. Там часто проводили репетиции МХАТа и Оперной студии Станиславского. Первой постановкой в Онегинском зале стала опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Отсюда и название комнаты.
В 1948 году стараниями дочери Станиславского Киры в доме открылся мемориальный музей.
А будущая жена К.С. Станиславского, М.П. Лилина, также жила в Леонтьевском — в флигеле усадьбы князей Мещерских на месте дома 2а. Именно здесь Станиславский сделал Лилиной предложение.
...в 1882 году в Леонтьевском переулке прошло крупное театральное событие — трансляция из Большого театра. Для этого в одной из квартир установили несколько платных телефонных наушников, а в Большом театре — два микрофона. Плата за прослушивание составляла 1 рубль за 10 минут. Новинка была так популярна, что полиции пришлось регулировать движение экипажей и людей в переулке. Но качество звука было далеким от идеала, поэтому интерес вскоре стал угасать.
...когда торжественная делегация в день переименования улицы пришла поздравлять Станиславского, Константин Сергеевич смутился:.
— Неудобно как-то.
Ему стали говорить об огромном вкладе в искусство, на что Станиславский ответил:
— Я не о том. Просто Леонтьев был мой дядя
...постановка «Евгения Онегина» стало рождением Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, поэтому его символом стал псевдогреческий портик Онегинского зала.