Малый театр называется так только из-за меньшего по сравнению с Большим размером здания. А его история началась также в 1756 году.
И даже после этого театры долгое время соединял подземный ход, и нередко они ставили спектакли друг друга. «Надо в Большой — там сегодня играет Малый», — говорили в Москве.
Тогда слово «малый» указывало на размер здания, которое было меньше соседнего Большого театра. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными.
Днем его открытия считают 14 октября 1824 года. В 1838-1840 К.А. Тон перестроил здание, а Бове «лишили» авторства.
На сцене Малого театра 27 ноября 1831 года впервые в Москве показали полную постановку комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». До этого цензура разрешала представлять лишь отдельные сцены. Эта постановка сделала Малый рупором новых общественных идей.
Особое значение для Малого театра имел Александр Островский. Все его 48 пьес поставили на этой сцене. Драматург участвовал в репетициях, дружил с актерами, а иногда даже писал пьесы по их просьбам конкретных актеров или для их бенефисов. За это театр называли «домом Островского».
…пальма первенства безусловно принадлежала Островскому: первое представление его новой пьесы было целым событием, собиравшим в залу Малого театра весь цвет московской интеллигенции, тем более заинтересованной, что Островский не печатал своих произведений до постановки их на сцене. Единственным исключением было появление, сколько мне помнится, «Горячего сердца» в «Отечественных записках»…
Говоря вообще, публика Малого театра, как ни разнообразен был ее состав, всегда отличалась более серьезным характером, чем та, которая наполняла Большой, особенно на балетных спектаклях. Много было людей, считавших своей обязанностью посмотреть любую новую пьесу и заинтересовавшихся ею по газетным отзывам, которые неизменно следовали за первыми представлениями.
Под воздействием этих настроений театр хотели закрыть, но на его защиту встал первый нарком просвещения А.В. Луначарский.
В годы Великой Отечественной войны театр не закрывался. Также работал его фронтовой филиал. А на деньги, собранные труппой, в 1944 построили эскадрилью самолетов под названием «Малый театр — фронту». Она с октября 1944 по май 1945 года громила врага в небе над Восточной Пруссией. А в 1946 году здание театра отреставрировали под руководством А.П. Великанова.
...однажды Ермолова играла в паре с начинающим актером. Он должен был сообщить приме, что ее мужа застрелили на охоте. Ермолова, по сюжету, повторяла фразу и падала в обморок. Несчастный переволновался и вместо слов «Ваш муж застрелился!» выпалил: «Вах мух пах!». Ермолова привыкла поддерживать партнера по сцене, поэтому она восликнула: «Мах мух пах? Ах!» И рухнула на пол.