Несколько фактов о московских мостах

Несколько фактов о московских мостах

»

Типы и особенности мостов Москвы

Хотя Москва — не Санкт-Петербург и не Венеция, ее мосты также заслуживают внимания. Мост (а это также и путепроводы, эстакады, виадуки) — одно из древнейших инженерных изобретений человечества. Мосты играли важную роль в развитии торговли и градостроения. Иногда от них зависели даже отношения между странами. Рекорды на самый длинный, широкий, высокий или оживленный мост уже неоднократно побиты, а началось все с обычного бревна, перекинутого через реку…

Мосты Москвы

Не имеет значения, из какого материала построен мост, если с инженерной точки зрения он точно спланирован. Однако в мостостроении долго использовали камень как долговечный и прочный материал. Ему на смену пришел кирпич. При этом в любой части света можно найти легкие и экономичные деревянные мосты, а в теплых краях — мосты из растительных материалов. Но эти материалы плохо справляются с большими нагрузками и со временем разрушаются.

Промышленная революция принесла в мостостроение чугун и сталь, которые начали использовать практически везде. Эти материалы были не только прочными, но и позволяли в процессе литья получить сложные формы и изысканные декоративные элементы. Это стало их визитной карточкой. А вторая половина XIX и XX век стали временем активного использования железобетона. Кстати, сам материал изобрел в 1849 году французский садовод Жозеф Монье. Подготавливая горшки для растений, он, эксперимента ради, опустил в бетон металлическую сетку. Так родился железобетон. А сейчас это материал номер один в строительной индустрии, хотя другие материалы, даже такие экстравагантные, как стекло, также используют в мостостроении для создания необычных художественных эффектов.

Наиболее интересные мосты Москвы

С инженерной точки зрения можно выделить шесть типов мостов.

Балочный мост — самый древний тип мостов. Его прообразом было бревно, перекинутое через водный поток. По конструкции балочный мост — это горизонтальное строение (балка), покоящееся на опорах с двух сторон. Если мост длинный, то для создания прочной конструкции балка может опираться на несколько опор. Промежуточные опоры называются быками, береговые — устоями. Также можно использовать «свободно опертые балки»: несколько продолжающих друг друга балок, которые обеими концами лежат на опорах.

Балочные мосты Москвы

Арочный мост имеет в своей основе арку. При этом мостовое полотно может идти сверху арки, под аркой или пересекать арку насквозь. Это очень прочная конструкция, которая выдерживает большие нагрузки. Это обеспечивается за счет того, что вертикальная нагрузка передается по кривой с каждой стороны арки на ее опору (пяту) и далее в почву. Мост из нескольких небольших арочных пролетов, проходящих над землей, называется виадук (не нужно путать с акведуком — мостом для подачи воды).

Арочные мосты Москвы
Ростокинский акведук

Балочные мосты со сквозными фермами имеют решетчатый вид и используют прочность треугольной конструкции. Здесь балки размещают также и над пролетом моста.

Балочные мосты со сквозными фермами Москвы

Консольный мост часто путают с арочным, ведь нередко его консольная рука имеет форму арки. Но в консольной конструкции пролет свешивается за пределами опор. Он состоит из двух типов балок: анкерной, находящейся между опорами, и подвесной, свешивающейся от опоры до конца консоли. Поэтому по центру пролета или рядом с ним можно увидеть соединение двух консолей (тогда как две арки соединяются друг с другом рядом с пилоном).

Консольные мосты Москвы

Висячий (подвесной) мост известен с глубокой древности и сейчас переживает второе рождение. В висячих мостах полотно подвешивают на тросах — его поддерживают вертикальными тросами (подвесками), прикрепленными к основным несущим тросам. Поэтому с инженерной точки зрения Крымский мост — висячий, а не вантовый.

Висячие мосты Москвы

Вантовый мост объединяет в себе особенности висячего и консольного моста. Каждая ванта (многожильный трос) крепится на пилон или мачту (столб), возвышающийся над мостовым полотном. При этом ванты могут расходиться веером от мачты или имитировать «арфу» — располагаться параллельными ярусами, восходящими к мачте.

Вантовые мосты Москвы

Передвижные мосты могут иметь в основе любую конструкцию. Главная их особенность — подвижные элементы, освобождающие акваторию для прохода судов. Они могут быть подъемными, затопляемыми, поворотными, наклонными, складывающимися и даже скручивающимися. Пока в Москве передвижных мостов нет.

Часто сходу сложно определить, к какому типу относится мост. И это неудивительно, ведь нередко они соединяют черты нескольких типов (это так называемые гибридные мосты). А если мост со временем перестраивали, укрепляли или реставрировали, то, скорее всего, использование конструкции другого типа стало результатом инженерных расчетов.

Рейтинг


В этом разделе

Добавить комментарий
smallimage
Обновить