После разделения в Камергерском переулке остался «мужской» МХТ. Как и прежде здесь ставят произведения Чехова.
В середине XIV века эти владения принадлежали воеводе Дмитрия Донского Иакинфу Шубе. Позже здесь стоял дом окольничего князя С. Львова. В начале XVIII века владение разделилось на две части. Одна половина принадлежала родственнику первой жены царя Алексея Михайловича стольнику А.И. Милославскому, другая — дьяку Г.С. Дохтурову. В 1776 году обе части достались П.И. Одоевскому, и в 1778 он построил здесь двухэтажный деревянный дом.
В 1812 году деревянные постройки сгорели, и князь Одоевский поставил на фундаменте утраченного здания трехэтажный каменный особняк с колоннадой. После смерти князя дом перешел его племяннице В.И. Ланской, а затем Лианозову.
В 1882 году по заказу Лианозова М.Н. Чичагов перестроил дом для театра: большую часть двора между двумя зданиями заняла сцена, а зрительный зал разместился на месте задних комнат особняка. Завершенное здание Лианозов сдавал в аренду различным театральным коллективам.
Сюда театр переехал из сада «Эрмитаж». По заказу Морозова здание перестроили, и в результате сцена заняла весь бывший двор и существовавшую до этого сцену. Это стоило Морозову 300 тысяч рублей, при этом проект Ф.О. Шехтель сделал бесплатно. По рисункам архитектора отделали интерьеры и все убранство. Федор Шехтель придумал даже занавес сцены с орнаментом в виде завитков и изображением чайки — символом МХТ. Это дань А.П. Чехову, чья пьеса «Чайка» была поставлена на сцене театра. Так в Камергерском переулке появился изящный храм искусства.
Здесь же были квартиры для актеров. А в 1903 году при здании Художественного театра появились собственная электростанция и пристройка для малой сцены. Вход на малую сцену с обеих сторон облицевали голубовато-зеленоватой керамической плиткой, а сверху установили горельеф «Море житейское» (другие названия «Волна», «Пловец») скульптора А.С. Голубкиной — символ творческих поисков театра.
В 1918 году за сохранение театра выступил сам В.И. Ленин. А в конце 1970-х в здании театра прошла капитальная реконструкция. После этого подлинно шехтелевских вещей осталось немного. Но фирменный стиль архитектора все же сохраняется в интерьерах.
А в 1987 году коллектив театра разделился на две труппы: под руководством Ефремова (Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова в Камергерском переулке) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького на Тверском бульваре). В народе говорили, что МХАТ разделился на «мужской» и «женский».
...в 1851 году «мхатовский» дом перешел Сергею Римскому-Корсакову. Из-за этого в народе здание прозвали «домом Фамусова», ведь Римский-Корсаков был женат на двоюродной сестре Грибоедова, а она стала прототипом Софьи в комедии «Горе от ума».